Женщина в Индии: богиня или рабыня?
В некотором смысле, быть женщиной в Индии – значит разрываться меж двумя неволями: обожествлением, и опошлением. И чрезмерное почтение – как к богине, и полное пренебрежение – как к женщине легкого поведения, могут быть одной из форм рабства. Между этими двумя крайностями простирается целое поле ограничений и унижений.
После ужасающего группового изнасилования в Дели, привлекшего к Индии внимание всего мира, я работала над статьей об отношении мужчин к женщинам в этой стране. Составленная из реальных случаев и бесед с людьми, она позволила лучше понять природу индийского женоненавистничества. Мужчина за мужчиной – представители всех классов, слоев общества, регионов и религий – говорили о женщинах как о собственности, либо искушении.
Вот, например, слова банкира из Сринагара: «Для меня женщина – это жемчужина, хранящаяся внутри раковины. Стоит только открыть раковину, и каждый попытается вырвать ее». А вот что говорит авторикша из Дели: «Если вам предлагают фрукты на блюде, разве вы откажетесь? Девушки в Дели – как манго. Что делают с фруктами? Съедают, обсасывают косточку, и выбрасывают». Или член ассоциации юристов штата Карнатака: «Женщины сегодня стали слишком своенравными. Они отошли от индуистской культуры».
В совокупности они являют собой своего рода ДНК доминирующего отношения к женщинам в Индии: они даже представления не имеют, что мужчинам положено отвечать за свои действия, отводить глаза и не давать волю рукам. Женщина для них ни в коем случае не жертва, а провоцирующая сторона. И только на нее ложится все бремя соблюдения общественного порядка.
Но сексуальное насилие – и перекладывание вины за него – только один из поражающих аспектов той грубой реальности, в которой живет индийская женщина. На самом деле, от рождения до смерти женщины вовлечены в порочный круг дискриминации и насилия, масштабы которого просто ужасающи. У девочек буквально меньше шансов на жизнь: нынешнее соотношение полов в Индии составляет 915 девочек на тысячу мальчиков. Умножьте это на 1,2 миллиарда населения, и вы получите представление о том, сколько миллионов младенцев женского пола уничтожают каждый год: травят, хоронят заживо, оставляют умирать под палящим солнцем или в зимние холода, а чаще всего, просто вырывают из материнской утробы.
Если им все же удается выиграть в этой гонке на выживание, в бедной семье девочек будут кормить хуже чем мальчиков, и вряд ли отправят в школу. По мере взросления, независимо от достатка семьи, им нечасто будут давать право голоса, и скорее всего выдадут замуж в юном возрасте. Велика вероятность быть убитой за приданое, проданной в проститутки, облитой кислотой, или умереть во время родов. Они чаще страдают анемией и дефицитом кальция и реже имеют право на собственность. У них меньше возможностей найти работу по душе. Одним словом, индийские женщины во всех смыслах являются существами низшими.
Но это только мрачная сторона картины, а в Индии не бывает ничего однозначного или одноцветного. На каждую историю отчаяния найдется история надежды.
Защитники глянцевого имиджа Индии упирают обычно на тот факт, что здесь больше женщин-лидеров, чем в любой другой стране мира. Действительно, в Индии была женщина-президент, спикер Лок сабха – нижней палаты парламента – тоже женщина, еще четыре женщины занимают ключевые министерские посты (и пятая, вероятно, будет избрана в ближайшее время). И, конечно, президент правящей партии Национальный конгресс – женщина.
Но само по себе, все это ничего не значит. Причины оптимизма кроются не здесь, и успех этих женщин имеет более глубокую основу. Важно отметить, что в отличие от почти всех других демократии мира – например, США или Великобритании – равные права для женщин были закреплены в самой концепции нации. В отличие от стран «первого мира», где женщинам приходилось бороться даже за такие элементарные вещи, как избирательное право, в конституции Индии равенство женщин признано с самого рождения страны. И каким бы несовершенным ни было на практике его исполнение, эти возвышенные принципы являются нашим моральным оружием.
Было бы замечательно, если бы эти принципы срабатывали как некое чудодейственное средство. Но сталкиваясь с многовековыми традициями в обществе, они действуют скорее как кислородная маска.
И все же этот приток кислорода не следует недооценивать. За последние несколько десятилетий было достигнуто много значительных (качественных) изменений.
Женщин начинают избирать главами сельских советов, именно они, а не мужчины, все чаще занимаются распределением государственной помощи, резко возросло число посещающих школу девочек. Правительство гораздо сильнее волнует индекс развития человеческого потенциала, и больше женщин, чем когда-либо в истории, выходят на рынок труда.
Этот процесс, и связанный с ним медленный рост экономических возможностей, неуклонно оказывает весьма обнадеживающее влияние на старый и глубоко укоренившийся патриархальный уклад. Самоуважение и самоутверждение – естественные дополнения экономической независимости. В миллионах семей по всей стране, в небольших городах и селах, где молодые женщины начинают работать, крошечные и невидимые чужому глазу восстания порождают массовые социальные перемены. Раздвигаются границы. В спорах между отцами и дочерьми, сестрами и братьями, великий дух конституции начинает постепенно приносить плоды.
Отчасти они проявились в беспрецедентных протестах, вызванных изнасилованием молодой девушки в Нью-Дели в прошлом году. Голос женской независимости зазвучал на улицах. Женщины не просто взывали о защите: они требовали права быть индивидуальностями, работать, любить, одеваться и думать настолько разнообразно и независимо, насколько это в человеческих силах. Они требовали права распоряжаться собственной жизнью.
Эти протесты имели следующие последствия: они привели к принятию более прогрессивных законов об изнасиловании, вызвали изменения в лексике, и впервые обвинять жертву стало политически и социально неприемлемым.
Более того, они продемонстрировали и другое медленное но глубокое изменение, происходящее на структурном уровне в Индии: заметный сдвиг в мышлении мужчин. Не меньше молодых мужчин, чем женщин, выступали за женские права и прекращение сексуального насилия. Важность этого трудно переоценить. Реальное положение женщин не изменится, если нет этого сопутствующего сдвига у мужчин.
В этом противоборстве, в напряженном противостоянии старого и нового, мужчин, сравнивающих женщин с жемчужинами и манго, и тех, кто шагает с ними на равных, в этом неравном счете побед и поражений, разыгрывается современная история Индии.
Путь этот может быть полон противоречий и загадок. Но можно надеяться, что конечная цель его светла.
Шома Чудхари, главный редактор индийского журнала Tenelka.
Английский вариант текста опубликован на сайте «Аль-Джазира».