Желтые жемчужины Китая
Государственная политика ограничения рождаемости привела в Китае к резкому дефициту невест. Стремясь «подарить мужу наследника», и не имея шансов на вторую попытку, многие матери избавлялись от дочерей еще в утробе. Сегодня явный перевес мужчин в китайском обществе грозит социальной нестабильностью, однако Коммунистическая партия пытается переложить вину на женщин, особенно образованных. Правительство призывает их забыть об амбициях и поскорее выходить замуж, пока они не остались «никому не нужными старыми девами».
«Заслуживают ли, на самом деле, незамужние женщины нашего сочувствия? Девушки с невзрачной или некрасивой внешностью, продолжая образование, надеются повысить собственную конкурентоспособность. Трагедия в том, что они не понимают, что с возрастом теряют ценность, так что, закончив магистратуру или получив докторскую степень , они уже слишком стары, как пожелтевшие жемчужины», – говорится в одном из воззваний официальной Всекитайской федерации женщин.
Но как же реагируют на подобную пропаганду сами «китайские жемчужины»?
Современный Китай часто сравнивают с «позолоченным веком» в США, когда численность миллионеров в стране всего за одно поколение подскочила с 20 человек до 40 тысяч. Но если в Америке конца XIX века стремительно богатели исключительно мужчины, в Китае этот процесс охватил представителей обоих полов. И в отличие от американских женщин, китаянки постмаоистской эпохи без всякого смущения приняли эту культуру всеобщего обогащения.
«Мораль последних 30 лет заключается в том, что разбогатеть – это замечательно, и инстинкт не имеет пола. Я не встречал ни одной женщины, которая бы считала это зазорным. Одним из основных показателей для них – это финансовый успех, собственный и своих компаний», – пишет Эван Оснос, автор «21-го века Китае».
О точности его наблюдений красноречиво свидетельствуют следующие цифры: количество женщин на руководящих должностях за последнее время удвоилось, достигнув 51%. Женщины входят в советы директоров примерно 550 – или 21% – открытых акционерных компаний. И половина самостоятельно добившихся успеха женщин-миллиардеров в мире – китаянки.
При этом положение женщин в Китае далеко не идеально, и в бизнес, как отмечает Эван Оснос, идут потому, что правящая коммунистическая партия «была и остается закрытым мужским клубом». К тому же культурные традиции по-прежнему ограничивают амбиции женщин семьей.
Вот как описывает этот парадокс одна из ведущий китайских бизнес-школ:
«В стране, где многие виды деятельности считаются исключительно мужскими, где у женщин при найме на работу допытываются об их личной жизни и планах обзавестись ребенком, легко забыть, что здесь самая высокая концентрация богатых женщин в мире, и большинство из них достигли такого статуса благодаря успеху в бизнесе».
Одна из таких успешных бизнес-леди – Гун Хайнань, родившаяся в далекой китайской деревне. В детстве она была маленькой и болезненной, и к тому же попала в аварию, повредив ногу и лицо. Поработав после школы на конвейере компании Panasonic, она решила вернуться к учебе, и с отличием окончила университет.
Считавшаяся незавидной невестой, Гун Хайнань смело вторглась в сферу высоких технологий, считавшуюся до нее «неженским делом», и основала сервис онлайн-знакомств. В 2010 году, став самой популярной свахой страны, она превратила свою компанию в открытое акционерное общество, и получила 77 миллионов долларов – и мужа в придачу. Привлекли ли ее избранника миллионы, или деловые качества, история успеха Гун Хайнань умалчивает.