А ВУЗ и ныне там….

Выступая на Апрельской экономической конференции ВШЭ глава Сбербанка РФ Герман Греф заявил, что России необходим переход к новой модели образования. Но что в стране важнее для карьерного роста – знания, опыт, родственные связи, внешние данные (речь о девушках) или вероисповедание?

Выступление Грефа, безусловно, актуально. К слову, все революционное в нашей стране не теряет своей актуальности уже много десятилетий. Наверное, больше полувека мы работаем над дальнейшей демократизацией нашей политической  системы, боремся за рост производительности труда, решаем продовольственную программу и  регулярно реформируем высшее образование.

Впрочем, глава Сбербанка был весьма концептуален. Например, один из его тезисов – «в системе образования в России следует перейти к контролю результатов, а не к контролю образовательного процесса», вполне заслуживает аплодисментов. Правда, в наших  условиях, можно добиться просто невиданных результатов, как это случается на  выборах.

Безусловно интересны цифры, которыми докладчик оперировал. Например,  – в России самый высокий процент людей с высшим образованием – 53,5%. Но его качеством сегодня недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной, поскольку выпускники ВУЗов не готовы к эффективной работе, поскольку отсутствуют требуемые навыки.

А теперь внимание – все это происходит именно в то время, когда расходы на высшее образование растут. За 2000-2013 гг. они выросли в 21 раз! И откройте список лучших мировых ВУЗов и попробуйте найти российские университеты в первой сотне… Их там – нет.

И что же делать? – зададим этот наш вечный вопрос. Герман Оскарович настроен весьма оптимистично. Он полагает, что реконструировать систему образования можно за шесть лет, оценил экономист. Для этого, он полагает, нужно видоизменить роль ВУЗов в обществе, уйти от принципа «защиты истины», и сосредоточиться на создании ценностей. «Нужно связать систему образования с рынком», существующих  ныне параллельно.

А вы друзья как не садитесь….

К сожалению, глава Сбербанка так и не указал, куда ушли те миллиарды, которые были выброшены на высшее образование. Может быть, он не видел, на каких шикарных иномарках ездят руководители государственных ВУЗов? И почему он не назвал в своем выступлении размер студенческих стипендий – они тоже выросли в 21 раз, или не выросли? А каков средний уровень зарплаты преподавателей. Я вот, к примеру, провел 10 занятий на  факультете  журналистике в одном университете, и мне начислили за труд аж 1300 рублей. Понимаете – главные фигуранты образовательного процесса, студент и преподаватель, выпали из этой системы финансирования.

Мне глубоко симпатичен Герман Греф. И вовсе не потому, что он питерский (об этом чуть позже). Все-таки, это профессионал высокого класса. (Причем, родом он из села Панфилово, Иртышского района Павлодарской области Казахской ССР! Это я к тому, что ныне ни один гений из Холмогор не придет пешком в Москву и не будет зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию, как Михайло Ломоносов). И как профессионал, он не может не понимать, что реформа высшего образования практически невозможна без реформы политической системы, которая имеет очень низкий  уровень  конкурентоспособности.

Если отказ от частной собственности стал причиной поражения соцлагеря, то нынешний каплагерь погубит протекционизм и деление людей на «своих» и «чужих». Страна, выросшая, как Петербург, кстати, из болота (я имею ввиду залоговые аукционы) в иной системе жить просто не способна.

Поделиться:

наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх