Время остановить внутреннее кровотечение «раненого» мусульманского общества
Бесполезно винить Запад или глобализацию за нездоровое состояние мусульманского мира. Сначала необходимо самим остановить внутреннее кровотечение «раненого» мусульманского общества.
Мусульманский мир находится в состоянии кризиса. Этот кризис не обусловлен политическими или экономическими проблемами, хотя и те, и другие, всегда косвенно влияют на текущее положение дел.
Не уверенный в себе, молодой мусульманский «организм» не может справиться с собственными задачами. Он испытывает апатию и страдания, находясь в подвешенном состоянии между блестящим прошлым и немногообещающим настоящим.
Политические кризисы, экономическая отсталость, слабая инфраструктура, плохое образование, отсутствие конкурентоспособности в области науки и техники, загрязненные города, плохая экология – многие мусульманские страны страдают от этих проблем. Они парализованы от господствующего социального неравенства, несправедливости по отношению к женщинам, экстремизма, насилия и терроризма.
Основное, к чему призывает ислам – мир, справедливость и сострадание, но все это теряется, умалчивается, искажается в жестоких гонках за мировую власть. И никому из политических лидеров, религиозных деятелей и интеллектуалов не по силам остановить это внутреннее кровотечение…
Они либо поддались соблазнам власти, либо стали безразличными. В то время как мировые державы и нынешняя международная система «идут по головам» ради своих интересов, мусульмане не смогли позаботиться о своих собственных.
Унаследованные империалистические интервенции, несостоявшиеся государства, нищета, неграмотность, чувство лишения и отчужденности создали глубокие раны в социальной и политической обстановке на Ближнем Востоке. Прикрываясь религией, национализмом или анти-империализмом, политические оппортунисты и экстремисты использовали слабые стороны и давние обиды простых людей для достижения своих политических целей.
Все это правда. Более того, Западные демократии предали свои собственные ценности и принципы. Они наблюдали за оккупацией Палестины на протяжении почти 50 лет, поддержали кровавый переворот в Египте, создали ужасающие условия в Ираке, не смогли поддержать сирийский народ, закрывали глаза на страдания миллионов людей в Мьянме, Сомали и других местах.
Как крупнейшие загрязнители в мире, они разрушили природную среду.
Они являются крупнейшими производителями самых смертоносных видов оружия в истории человечества и продают их бедным странам.
Они строят экономическую систему, которая соблюдает интересы богатых и игнорирует бедных.
Они используют международное право для защиты своих собственных интересов за счет других.
Они оправдывают дискриминацию и расизм в отношении мусульман тем, что это все действия против религиозного экстремизма. Это все – правда, и список можно продолжить.
Но обвинения не разрешат наших проблем. Скорее, это приведет к интеллектуальной лени и моральному конформизму. Гордиться великими достижениями классической исламской цивилизации – это одно. Но совсем другое – пытаться воспроизвести эти успехи предков сегодня. Для этого нужна эффективная образовательная система.
Бессмысленно винить Запад за нашу внутреннюю немощность. Раны мусульманских обществ не перестают кровоточить. И мы сами должны это остановить.
Так же, как и могущественные страны мира, мусульмане предали свою собственную традицию. Они позволили несправедливости, неравенству, бедности, экстремизму и терроризму отравлять мусульманский организм. Они не смогли выразить свое недовольство эффективными способами, не противоречащими морали. Вместо того, чтобы работать, чтобы решать свои проблемы с должной мудростью и терпением, они сами начали прибегать к нетерпимости, фанатизму и насилию. Результат – распространение таких экстремистских групп, как Аль-Каида, ИГИЛ и Боко Харам.
Поскольку мы приближаемся к окончанию священного месяца Рамадан, мусульманскому миру нужно использовать оставшееся время для размышлений и переосознания себя. Это должно начаться изнутри.
Исламская интеллектуальная традиция настаивает на взаимодополняемости “внутреннего” (аль-Батин) и «внешнего» (аль-Захир). То есть ваша внешность – это отражение вашего внутреннего. И то хорошее, что есть у вас внутри, должно расцвести наружу и установить мир, справедливость и милосердие во внешнем мире. Как говорит Коран, “Бог не изменит состояние людей, пока они не изменят самих себя”.
Сейчас настал тот момент, когда всем – мусульманским лидерам, ученым, людям письма, людям бизнеса и общественным деятелям – нужно собрать всю волю в кулак и сделать огромный шаг вперед. Вперед к культуре, основанной на вере, разуме и добродетели. На всех них и нас лежит ответственность за восстановление уважения к мусульманской вере, прежде всего, самоуважения, без высокомерия и без дискриминации других конфессий. Они могут улучшить этот мир в творческой и конструктивной манере, как сделал бы аль-Фараби и Ибн Сина в философии, Бируни и Ибн аль-Хайтам – в науке, Ибн аль-Араби и Мавлана Джалал ад-Дин Руми – в духовности, правители Андалузии – в южной Европе. Поступить так, как поступили и другие многочисленные мусульманские правители, ученые и художники в своих областях.
Блаженный с богатыми природными ресурсами, мусульманские страны должны инвестировать в искоренение нищеты, образование, благого управления, градостроительства и молодежи и расширения возможностей женщин. Есть только горстка мусульманских стран, которые серьезно инвестируют в этих областях. Другие страны должны более эффективно использовать свои ресурсы таким образом, чтобы мусульманские земли вновь стать регионы мира, справедливости, веры, разума и добродетели. Это требует совершенствования управления, лучшие политику и лучшее планирование. Но, прежде всего, она требует революции в сознании, которым мы переопределить наши отношения с миром и рассматривать его как «доверие», данным нам. И все это начинается с очистки наше внутреннее состояние и заботиться о Божьем творении с умом и сострадания.
Наделенные невероятно богатыми природными ресурсами, мусульманские страны должны направить их на искоренение нищеты, развитие образования, эффективной системы управления, градостроительства, молодежи и расширения возможностей женщин. Из всех мусульманских стран есть только одна маленькая часть, которая серьезно инвестирует в эти области. И другим странам необходимо научиться эффективно использовать свои ресурсы, да таким образом, чтобы мусульманские земли вновь стали домом для мира, справедливости, веры, разума и добродетели. Это требует совершенствования системы управления, политики и планирования. Но, прежде всего, это требует революции в сознании, после которой наши отношения с остальным миром можно будет описать одним словом – «доверие». И все это начинается с очистки нашего внутреннего состояния и заботе о Божьих творениях с умом и состраданием.
Ибрагим Калин, Заместитель министра и старший советник премьер-министра, Турция, доцент, младший научный сотрудник Центра мусульманско-христианского взаимопонимания принца Аль-ВалидДжорджтаунского университета в США. Daily Sabah.