Воспитание детей: не ставьте оценок!

Чтобы успешно окончить школу, нужно сдать определённое число предметов. Это правило работает везде. Но в одной чикагской школе выпускникам не ставят плохих оценок. Если какой-то предмет ими не сдан, ученики получают отметку «Пока не время». Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк считает, что это замечательно. Потому что плохие оценки заставляют считать себя никчёмными. Другое ощущение мы испытываем при словах «Пока не время». Мы понимаем, что ещё учимся. Мы находимся на кривой знаний, просто пока не на вершине. Это задаёт перспективу.

Фраза «Пока нет» для Кэрол Дуэк связана с важным периодом в начале карьеры, который стал настоящей поворотной точкой. Будучи психологом Стэнфордского университета, она хотела понять, как дети справляются со сложными задачами и трудностями. Дуэк предложила 10-леткам задания, которые были немного сложнее их уровня. Некоторые ребята отреагировали на удивление позитивно, говоря что-то вроде «Обожаю трудности» или «Я так и думала, что чему-нибудь научусь». Эти детишки понимали, что могут развить свои способности и, по словам Дуэк, обладали «мышлением роста». Однако другие ученики восприняли задания как трагедию, катастрофу. Смотря на проблему через призму фиксированного образа мышления, они увидели задачки на интеллект и не справились. Вместо того, чтобы наслаждаться силой слов «пока не время», они оказались зажатыми в тиски слов «прямо сейчас».

Что же будет с ними дальше? По словам психолога Стэнфорда, эта модель поведения останется с ними и в университете. Молодые люди признавались Дуэк, что если они завалят экзамен, то в следующий раз спишут. И это вместо того, чтобы больше заниматься. В другом исследовании, получив плохую оценку, они стали искать тех, у кого результат оказался ещё хуже, — поднимая, таким образом, свою самооценку. Во всех многочисленных исследованиях они избегали трудностей.

Учёные измерили электронную активность мозга студентов, столкнувшихся с ошибкой. У студентов с фиксированным образом мышления активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. По-другому дело обстоит у студентов с мышлением роста, — тех, кто убеждён, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей «пока нет». Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют её.

Как мы воспитываем наших детей? С помощью «прямо сейчас» или с помощью «пока нет»? Мы воспитываем детей, помешанных на хороших оценках? Мы растим детей, которым не знакомы смелые мечты? Их самая заветная цель — получить пятёрку или сдать экзамен? Пронесут ли они по жизни эту потребность в постоянном признании? Может быть. Работодатели говорят мне,  что мы уже вырастили поколение молодых работников, которые и дня не в состоянии прожить без какой-нибудь награды.

Что же нам делать? Как проложить дорогу к идее «пока»? Психолог Стэнфорда предлагает следующее. Во-первых, нужно хвалить с умом — не надо хвалить за интеллект или талант. Это не даёт результатов.  Нужно хвалить сам процесс, в который дети вовлечены: их усилия, подход, концентрацию, упорство, изменения к лучшему. Похвала такого рода формирует стойкость и гибкость.

Есть и другие способы подкрепить идею «пока нет». Ученые Стэнфорда совместно с учёными из Вашингтонского университета создали математическую онлайн-игру, в которой поощряется эта идея. Студенты вознаграждаются за усилия, стратегию и прогресс. И если обычные математические игры вознаграждают немедленное получение правильных ответов, то эта игра поощряет сам процесс. В результате, ученые увидели больше усилий и  стратегий, бо́льшую вовлечённость в течение более длительного периода, больше упорства в решении очень непростых задач.

Простые слова «пока» или «пока нет», как выяснилось, придают детям уверенность, указывают им тропинку в будущее, помогая воспитывать упорство. Мы можем изменить образ мышления учеников. В одном исследовании Дуэк и ее соратники рассказали ученикам, что каждый раз, когда они преодолевают трудности, чтобы научиться чему-то новому и сложному, нейроны в их мозге формируют новые, более устойчивые связи, и со временем это помогает им стать умнее.

Результат был очевиден: студенты, которых не научили такому мышлению роста, продолжали учиться всё хуже в непростое время школьных преобразований; у тех ребят, которых этому научили, оценки резко улучшились. Такой положительной перемены ученым удалось добиться у тысяч и тысяч учеников, особенно у тех ребят, которые отставали.

В любой стране есть группы учеников, которые хронически не успевают в школе. Например, дети из бедных городских кварталов или живущие в индейских резервациях. Они отстают так сильно и так давно, что многим это кажется неизбежным злом. Но когда учителя формируют у детей образ мышления роста и поощряют идею «пока», равенство восстанавливается. За один год дошкольники из Гарлема в Нью-Йорке оказались в числе 5% лучших учеников по результатам государственного теста. Многие из них не умели держать в руках ручку, когда впервые появились на пороге школы. За один год безнадёжно отстающие четвероклассники из Южного Бронкса заняли первое место среди всех четвёртых классов штата Нью-Йорк на государственном экзамене по математике. За год или полтора дети, учившиеся в школе в индейской резервации, вышли с последнего на первое место в округе — а ведь в этот округ входят и богатые районы Сиэтла. Индейские ребятишки обошли детишек родителей из Microsoft.

Это произошло благодаря трансформации восприятия усилий и трудностей. Раньше трудности заставляли детей чувствовать себя глупыми, вынуждали их сдаваться, но теперь усилия и трудности — это то, что помогает их нейронам формировать новые, более прочные связи. Они помогают им становиться умнее.

Недавно Кэрол Дуэк получила письмо от 13-летнего мальчика. В нём говорилось: «Уважаемая Профессор Дуэк, я понимаю, что ваши работы основаны на серьёзных научных исследованиях, поэтому я решил применить эти идеи на практике. Я стал прилагать больше усилий к учёбе, к налаживанию отношений со своей семьёй и с ребятами в школе и смог всё это значительно улучшить. Теперь я понимаю, что потратил большую часть жизни впустую».

Давайте не будем больше тратить ничьи жизни впустую. Способности можно и нужно развивать! Для своего ребенка необходимо создать такую атмосферу, в которой культивируется развитие. Атмосферу, где есть слово «пока».

Поделиться:

08 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх