Весна ислама в Индии
Ислам в Индии переживает настоящий расцвет. Новое поколение мусульман совсем не похоже на своих родителей – оно более открыто, терпимо и прагматично, и с надеждой смотрит в будущее. Но самые разительные изменения произошли среди мусульманок: они стали гораздо прогрессивнее, и прекрасно сознают свои права, утверждает известный журналист Хасан Суррур.

Те, кто родился после «бурных 90-х», по-прежнему считают себя мусульманами, и в то же время индийцами, и не видят никакого противоречия между религией и «мирскими устремлениями».
Современная исламская молодежь являет собой полную противоположность поколению, появившемуся на свет после обретения Индией независимости в 1947 году. Прежде мусульмане были и расколоты на отдельные течения, отличались регрессивностью мышления и страдали «комплексом жертвы», отмечает автор книги «Индийская мусульманская весна».
Парадоксальным образом, к перевороту в сознании привели трагедия в США 11 сентября 2001 года, и погромы в индийском городе Айодхья, где толпа индуистов разгромила мечеть и убила множество мусульман. Эти знаковые события вселили во многих страх и неуверенность, и в то же время определили позицию нынешнего поколения, которое воспринимает религию «в более позитивном ключе».
По мнению Хасана Суррура, наиболее заметные перемены произошли в четырех важных областях: отношении к свободе слова и мыслей, понимании мусульманской общиной собственных приоритетов, отношении к женщинам и их готовности взять на себя ответственность за свое будущее.
Пробуждению сознания индийских мусульманок немало способствовало громкое «дело Шах Бано». Бывший муж отказался выплачивать алименты разведенной женщине с пятью детьми, и хотя суд признал ее правоту, консервативная верхушка мусульманской общины настояла на отмене судебного решения.
Явная предвзятость официальных мулл, и особенно их апеллирование к «шариату» сильно подорвали позиции «исламского фундаментализма», считает журналист.
Однако индийские СМИ замалчивают позитивные перемены, происходящие в мусульманской общине. Они намеренно дают слово «экстремистским голосам», укрепляя бытующие в обществе антиисламские предрассудки, пишет Хасан Суррур.
Сохраняющуюся отсталость индийских мусульман он объясняет различными факторами: явно дискриминационной политикой правительства, особенно в сфере развития и образования, и крайней консервативностью старшего поколения.
Весна – это переходный период, и чтобы она превратилась в полноценную реальность, и государство, и мусульманская община должны пересмотреть свои позиции, делает вывод автор книги.