Весна ислама в Индии

Ислам в Индии переживает настоящий расцвет. Новое поколение мусульман совсем не похоже на своих родителей – оно более открыто, терпимо и прагматично, и с надеждой смотрит в будущее. Но самые разительные изменения произошли среди мусульманок: они стали гораздо прогрессивнее, и прекрасно сознают свои права, утверждает известный журналист Хасан Суррур.

Те, кто родился после «бурных 90-х», по-прежнему считают себя мусульманами, и в то же время  индийцами, и не видят никакого противоречия между религией и «мирскими устремлениями».

Современная исламская молодежь являет собой полную противоположность поколению, появившемуся на свет после обретения Индией независимости в 1947 году. Прежде мусульмане были и расколоты на отдельные течения, отличались регрессивностью мышления и страдали «комплексом жертвы», отмечает автор книги «Индийская мусульманская весна».

Парадоксальным образом, к перевороту в сознании привели трагедия в США 11 сентября 2001 года, и погромы в индийском городе Айодхья, где толпа индуистов разгромила мечеть и убила множество мусульман. Эти знаковые события вселили во многих страх и неуверенность, и в то же время определили позицию нынешнего поколения, которое воспринимает религию «в более позитивном ключе».

По мнению Хасана Суррура, наиболее заметные перемены произошли в четырех важных областях: отношении к свободе слова и мыслей, понимании мусульманской общиной собственных приоритетов, отношении к женщинам и их готовности  взять на себя ответственность за свое будущее.

Пробуждению  сознания индийских мусульманок немало способствовало громкое «дело Шах Бано». Бывший муж отказался выплачивать алименты разведенной женщине с пятью детьми, и хотя суд признал ее правоту, консервативная верхушка мусульманской  общины настояла на отмене судебного решения.

Явная предвзятость официальных мулл, и особенно их апеллирование к «шариату» сильно подорвали позиции «исламского фундаментализма», считает журналист.

Однако индийские СМИ замалчивают позитивные перемены, происходящие в мусульманской общине. Они намеренно  дают слово «экстремистским голосам», укрепляя бытующие в обществе антиисламские предрассудки, пишет Хасан Суррур.

Сохраняющуюся отсталость индийских мусульман он объясняет различными факторами: явно дискриминационной политикой правительства, особенно в сфере развития  и образования, и крайней консервативностью старшего поколения.

Весна – это переходный период, и чтобы она превратилась в полноценную реальность, и государство, и мусульманская община должны пересмотреть свои позиции, делает вывод автор книги.

Поделиться:

19 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх