В России учредят премию за развитие исламской мысли

В России существует множество различных премий, присуждаемых за вклад в ту или иную сферу, будь то кинематограф, литература или экономика. Однако награды, которая бы отмечала ученых, посвятивших свою жизнь изучению исламской мысли, до сих пор не было. С предложением восполнить данный пробел выступили духовные и научные деятели Татарстана.

Инициатива учредить премию за достижение в развитие передовой татарской общественной и мусульманской богословской мысли была озвучена на Республиканской научной конференции «Габденнасыр Курсави: богословское наследие и татарское просвещение» в Казани.

Посвященное предстоящему 240-летию со дня рождения известного мусульманского просветителя мероприятие собрало ученых, общественных и религиозных деятелей, а также представителей министерства культуры РТ.

Учреждение премии, которая будет носить имя Курсави, стало главным пунктом резолюции, принятой по итогам конференции.

Абуннасыр Габденнасыр ибн Ибрагим ибн Ярмухаммед ибн Иштиряк аль-Курсави занимает особое место в тюрко-мусульманской богословской школе, являясь одним из ее выдающихся представителей. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. За 36 лет ученый, шейх Накшбандийского тариката, написал целый ряд религиозно-богословских и общественно-философских трудов, внесших значительный вклад в развитие не только российской, но и мировой исламской мысли. Одной из наиболее известных его философских работ является «Аль-иршад лиль гибад» (Возвращение невежественных людей на светлый путь). Причем большинство трудов ученого пока не стали достоянием широкой общественности в силу того, что написаны на арабском языке.

Будущий мыслитель и просветитель родился в 1776 году в семье купца в деревне Корса, которая сегодня является частью Арского района Татарстана. Мальчик лишился отца возрасте 15 лет. С детства Курсави интересовался исламской наукой, и решил посвятить богословию всю свою жизнь. Начальное духовное образование он получил в Маскарском медресе, а затем отправился Бухару, в то время центр исламского образования, где поступил в медресе Ниязкулыя Туркмени. После возвращения в родную татарскую деревню, построил там медресе, сочетая преподавательскую деятельность с обязанностями имам-хатыба.

В последствии Курсави, уже будучи довольно известным мусульманским ученым, вновь вернулся в Бухару, в 1808 году, и начал распространять среди единоврцев свои реформаторские взгляды. Однако Курсави встретил яростный отпор со стороны консервативно настроенных религиозных деятелей, не желавших воспринимать передовые идеи. Хотя представители бухарского духовенства и не могли ничего противопоставить на заявления Курсави, всякий раз терпя поражения в публичных спорах, не прекращали попыток избавиться от молодого «зазнайки». Местные консерваторы даже обратились к бухарскому эмиру с просьбой заставить строптивого  Курсави свернуть свою деятельность. Эмир встал на защиту своих богословов, и, говоря современным языком, сделал молодому реформатору предложение, от которого нельзя отказаться, а именно — пригрозил казнью. Курсави решил не испытывать судьбу — свернул свою просветительскую деятельность в Бухаре и вернулся на родину. Однако и здесь он пришелся не ко двору. Татарские имамы, возмущенные передовыми идеями Курсави, который осмелился перечить им, начали преследовать ученого. Курсави скончался в Стамбуле по пути в хадж в 1812 году, заболев холерой. Похоронен в стамбульском районе Ускюдар.

Кажется, что свое стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов писал именно про Курсави.

Курсави способствовал созданию целой плеяды татарских деятелей науки и культуры. Среди них: поэт и правовед, преподаватель персидского языка в Аль-Азхаре Мухаммедэмин ибн Сайфулла аль-Наласави, богослов и один из авторов знаменитого «Коран тафсир» (Ногмани тэфсире) Нугман ибн Амир ас-Симени, поэт Джамалетдин ибн Шамсутдин ас-Сабави, мударрис Эстерлибашского медресе Нигматулла ибн Биктимер аль-Эстерли многие другие.

При этом деятельность Габденнасыра Курсави и его учеников послужила почвой для дальнейшего культурного роста татарского народа, для появления таких выдающихся личностей, как Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Хусаин Фаизханов и других.

 

Поделиться:

04 Июн. 2015 г.
Арина Абуаркуб
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх