Уникальность – в многообразии
“За последнее десятилетие антиисламские преступления в Америке участились в пять раз”, сообщает Маргари Азиза Хилл, соучредитель мусульманского антирасистского общества, редактор журнала AltM.
В 2014 году американцы стали свидетелями леденящего душу убийства 15-летнего Абдисамада Шейх-Хусейна, который был сбит за пределами мечети в Канзас-Сити, штат Миссури. Виновник преступления таким способом выразил ненависть к мусульманам.
В феврале 2015 года вблизи студенческого городка в Чапел-Хилл были убиты трое мусульманских студентов 19, 21 и 23 лет. Жертвами убийцы стали две сестры и муж одной из них. Кровавое событие потрясло всю мусульманскую общину.
В прошлом месяце в американском штате Аризона группа вооруженных противников ислама устроила акцию протеста у стен мечети. СМИ также наполнены негативными стереотипами о мусульманах.
Мои опасения зеркально отражают переживания многих американцев. Как родитель 3-летней девочки я обеспокоена вопросом ее безопасности. Как и все, я хочу, чтобы мой ребенок получал качественное образование в безопасной школе. Я хочу, чтобы моя дочь жила в полном смысле этого слова, чтобы у нее развивалась положительная самооценка», –
Тем не менее, когда я проводила семинар на тему межрелигиозной терпимости для 11-летних девочек и спросила о действующих стереотипах, почти все они ответили, что сталкивались с некоторой предвзятостью по отношению к их вере. Это явление «уловили» и результаты исследования Мусульманского антирасистского общества, соучридетелем которого я являюсь. 82% респондентов высказались, что испытали какую-либо форму расовой, этнической или религиозной дискриминации со стороны общества в целом.
Американские мусульмане с корнями из Африки, Ближнего Востока и Азии сталкиваются со смешанной формой ксенофобии. Американцы африканского происхождения испытывают нетерпимость по отношению к себе на основе веры, с одной стороны, на основе расы, с другой. Но история этого местного мусульманского населения в Америке начинается сотни лет назад.
Во времена Американской революции большое сообщество марокканских мусульман жили в Чарльстоне. Рабы, 15%-30% которых составляли мусульмане, праздновали Рамадан на юге. Начиная со времени, когда Томас Джефферсон читал старинный перевод Корана (сейчас «Коран Джефферсона» хранится в библиотеке Конгресса США) вплоть до момента массового обожания Мухаммеда Али, мусульмане африканского происхождения всегда были частью американской истории.
Но последняя волна преступлений на почве межрелигиозной ненависти противоречит этому факту.
Мусульмане Америки представляют собой разнообразную группу. Согласно исследованиям, из всех посетителей мечетей 33% составляют выходцы Южной Азии, 27% – арабы, 24% – афроамериканцы, 2% – европейцы (преимущественно из Боснии). Около 1% составляют выходцы Юго-Восточной Азии, Карибского бассейна, Турции и Латинской Америки.
Будучи столь многообразной и мультиэтнической общностью, мусульмане Америки не понаслышке знают, почему важна межэтническая и межконфессиональная терпимость.
В этот Рамадан, когда мусульмане воздерживаются от еды и питья, мне приходилось разговляться вместе с американскими мусульманами из Вьетнама, Албании, Бангладеш, Марокко, Мексики… И каждая такая встреча помогает мне развить большее понимание и сочувствие к другим. Как представительница африканской диаспоры я ощущаю связь с африканцами из Индии, Бразилии, Гаити, Европы. Как мусульманка, я почувствовала близость к мусульманам из Восточной Европы, Йемена, Индонезии и Азербайджана.
Будучи такими разными, мы показываем, что некоторые стереотипы о нас не правдивы. Своей уникальностью и одновременно разнообразием мы демонстрируем, что в современном мире не существует единого определения того, что значит быть мусульманином.