Ум и умма, или роль знаний в современном мире

Часто средство, предписанное для решения конкретной проблемы, оказывается неуместным или недостаточным просто из-за ошибочного диагноза или не корректного анализа. Прежде всего это относится к неразвитости мусульманской уммы, от которой она страдает уже несколько столетий.

Эту  «недоразвитость» не облегчает никакое лечение, которое началось еще  со времен призыва о помощи Абу Хамида аль-Газали  (ум. 1111) в «Тахафут аль-фаласифах» («Непоследовательность философов») и его призыва к исцелению в «Ихья ‘улум аль-Дин» («Возрождение религиозных дисциплин»).

Основная причина неудачи всех этих «оздоровительных процедур» (как  диагностики, так и лечения) в том, что акцент делается  исключительно  на симптомы. То есть все внимание обращено   на внешнюю сторону, и совершенно не исследуются фундаментальные причины этой  болезни.

Болезнь уммы заключается в недоразвитости, разделении, тирании и угнетении, но помимо этого она страдает от несправедливости, нищеты и невежества. Она постоянно стремится к могуществу, единству и справедливости. Но ни одна из надежд на политическое, экономическое, научно-техническое развитие так и не была реализована, все они остаются лишь иллюзией, миражом.

Все исследователи сходятся на том, что реформы – особенно в системе образования – необходимы: без них не  произойдет пробуждение мусульманской нации и не будет выполнена ее миссия.  Но, увы,  лечатся только симптому, а не причины это удручающей  ситуации.  Можно ведь  построить   сотни тысяч  школ, но что за учителя будут стоять там  у доски?  Какова должна быть концепция   образовательной реформы?

Если мусульмане не займут смелую  позицию, и не вооружатся соответствующими инструментами познания, чтобы определить эти причины, умма и дальше неспособна будет их обнаружить и преодолеть.

Как это случилось?

Возникает важный вопрос:  как  мусульманская умма, объединяющая  одну пятую человеческой расы, то есть более миллиарда человек, и охватывающая территорию от Атлантики до Тихого океана, могла  оказаться настолько позади? В чем причина  подобного  ужасающего отставания?

Единственное возможное объяснение  –  не эффективность.

Все устремления уммы и ее народов направлены на выживание, причем, с наименьшими усилиями. Это нация без будущего и без амбиций, довольствующаяся  производством основных материалов примитивными методами. Тонны металлов и сырья, которые экспортируются за пригоршню долларов, возвращаются в форме электронных и технологических продуктов стоимостью в миллионы долларов.

Все дело  в людях: их производительности, способностях и качестве мышления.

Необходимо  понимать, что   что основной характеристикой постиндустриального общества   новое качество капитала.  а именно: капиталом становятся знания. При этом знания выступают услугой, а не товаром.  В современном высокотехнологичном изделии 80% его себестоимости это интеллектуальная составляющая, связанная с разработкой, и только 20% – материальная составляющая, связанная с изготовлением. С капитализацией знаний ценности материального богатства  уступают место ценностям творчества.

Поэтому   образование наука это единственные двигатели которые  способны помочь умме.Реформаторы справедливо считают улучшение образования одним из  самых важных аспектов в строительстве нации. К сожалению, ориентируются они прежде всего на  количество, и их реформы оказываются поверхностными.

Несомненно, соответствующее образование и обучение – правильный фундамент для строительства, ибо это две основы динамической человеческой энергии. Без них невозможны ни энергетика, ни производство, ни какие-либо достижения.

С чего  начать?

Тут возникает самый важный вопрос: с чего начать?  Самый точный ответ  – с изменения себя.

Необходимо инвестировать в человека, в образование и творчество.  Цель должна быть поставлена не вдогон, а, непременно, с упреждением. Без сомнений, интеллектуальный потенциал у уммы  есть, но вот конкурентной экономики уже нет. Идеалом должно стать не выживание или подражание, а самовыражение.

Для начала  необходимо заняться   реформированием душ мусульман через устранение искажений в их идеологическом видении, культурной мотивации, интеллектуальном подходе, социальной культуре и образовательном дискурсе.

Когда появились эти искажения?

Они начались в век конфликтов при Омейядах, по окончании эпохи Пророка и праведных халифов. Продуктивность исламского образования и подготовки кадров ослабла,  процветали фаворитизм и раскольничество, начали проявляться пережитки  темных доисламских культур.  В результате ученые, которые стремились сохранить модель, воплощенную в эпоху Пророка, были в конечном итоге изолированы от правительства, политики и общественной жизни.

Отчуждение и изоляция ученых, хранителей исламских идеалов, которые,   являются движущей силой уммы, привело к ужасным последствиям: искажению культурной и идеологической концепции, уничтожению национальных руководящих институтов и образовательного  будущего уммы  и упадку в образовании.

Этим общим искажением, вызванным отчуждением элиты (то есть ученых), объясняется та пассивность, которая доминировала в жизни, самоопределении, целях и коллективных функциях уммы.

Уединение и научная изоляция, окружавшая ученых мужей и исламскую  модель, привела к появлению одномерного видения, из-за которого человеческие знания и опыт, а также социальные изменения, отступили на задний план.

Что делать?

Каково же положение высшего образования в проекте исламской культурной реформы? Как оживить его и заставить играть положенную роль: распространения знаний, создания новых отраслей знания, и обучения персонала, необходимого для удовлетворения нынешних и будущих потребностей уммы?

Мусульманская умма не сможет занять достойное место в современном мире, если высшее образование не подвергнется обновлению и реформированию в рамках образовательной и учебной системы, и не будут исцелены  ее недуги.

Первый из них – это подражание и копирование. Большинство систем высшего образования и философий в мусульманских странах носят западный характер, чуждый сознанию и культурным целям уммы. Основанные на имитации и дублировании, эти системы не принимают во внимание особенности исламской цивилизации,  отправные точки и ценности.

Второй недуг – это  искажение целостного исламского видения, вкупе с заблуждениями, суевериями и шарлатанством, проникшими в культуру мусульман.

Образовательная рреформа должна начинаться с корней, удаляя все искажения, от которых они страдают. Она должна начинаться с исламизации знаний, на прочной основе. Это требует реформирования подхода к знаниям и интеграции их божественных и человеческих источников.

В 1956 году Малайзия стала независимой и приступила к построению нового государства. Малайзийское руководство признало роль ислама в стимулировании энергетический потенциал мусульманского населения. Под влиянием Первой конференции по исламскому образованию, состоявшейся в Мекке в 1977 году, в Куала-Лумпуре в 1984 был основан Международный исламский университет МИУМ), в соответствии с международным договором Организации Исламская конференция. По замыслу этой организации, он должен стать частью системы международных исламских университетов, учебные программы которых будут основываться на исламской культуре.

Система обучения в МИУМ основывается на особой научной и образовательной программе. Учебный план отвечает цели исламизации знаний, исправления интеллектуальных и методологических искажений, создания  механизмов  культурного обогащения, и перестройки целых поколений мусульманской уммы в психологическом и педагогическом плане.

Краеугольным камнем академической системы этого университета является двойная специализация. Каждый студент, специализирующийся в области изучения ислама,  должен выбрать родственную специализацию в одной из гуманитарных наук, и наоборот. Студенты, готовые учиться на один год дольше, могут сдать дополнительные экзамены, и получить сразу два высших образования – в исламских исследованиях и в изначально выбранной гуманитарной сфере.

Система МИУМ оказалась успешной по нескольким причинам.

Самое главное – это большое количество выпускников университета, стремящихся здесь же закончить аспирантуру. Кроме того, созданная его преподавателями программа изучения арабского языка как иностранного считается лучшей в этой области.

По каждой дисциплине разработаны курсы, преподаваемые с исламской точки зрения. Они охватывают весь учебный план, который проходят студенты того же уровня в светских вузах, но с добавлением критической исламской оценки. Такой подход значительно обогащает учебные дисциплины.
За недолгое время существования МИУМ его студенты продемонстрировали  лучшие возможности, чем их коллеги, закончившие более известные университеты. Они  побеждали  в культурных и спортивных состязаниях, причем не только в Малайзии, но и на восточно-азиатском и мировом уровне.

Ясно, что масштабы  проекта исламизации знаний и ту роль, которую он должен сыграть в реформировании высших учебных заведений необходимо популяризовать, чтобы изменить интеллектуальную и образовательную жизнь уммы.

Если сравнить научные и научно-образовательные исследования, предлагаемые развитыми странами и их мыслителями, с тем, что предлагают мыслители исламского мира, мы поймем один из секретов отсталости уммы. Ей не хватает цивилизационного устремления.

Кроме того, мы пренебрегаем подготовкой мусульманских интеллектуалов и профессионалов, хотя бы с  использованием того немногого, что имеется в исламской культуре и образовании.  Это объясняется отсутствием интереса к системе высшего образования, которое могло бы создать эффективную исламскую культуру, оживить ученость и знания, и подготовить лидеров и профессионалов для удовлетворения потребностей уммы и исправления тех  искажений, которые поражают ее мысль, культуру и образовательные программы, не позволяя мусульманскому сознанию реализовать свой потенциал.

Реформа образования, обогащение культуры и педагогическое образование родителей являются наиболее важными областями исламской цивилизационной реформы, над реализацией которой трудится  Международный институт исламской мысли. Его усилия сосредоточены на разработке и экспериментальной проверке модели, которая  воплощает его  концепции и принципы, доказывая их обоснованность через успешную  реализацию возможностей молодых мусульман и активизацию  их скрытых способностей.

Международный исламский университет в Малайзии служит экспериментом по возрождению высшего образования на благо  уммы. Можно надеяться, что при нынешних условиях в Юго-Восточной Азии этот университет сможет и дальше выполнять свою миссию, являя пример для  попыток других служить умме через возрождение высшего образования и реформирование ее основ.

Когда это будет достигнуто, высшее образование сможет использовать потенциал уммы, стимулировать ее лидеров, образовательные и профессиональные кадры, чтобы служить человеческой цивилизации и направлять ее ход.

Президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии Абдульхамид Абу Сулейман.

Поделиться:

31 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх