Учиться надо уметь

Что будет со школой в XXI веке, как изменится роль учителя, за счёт чего удастся сделать уроки более интересными? На вызовы, стоящие перед современным образованием, невозможно ответить без использования новейших компьютерных технологий. Одной из таких технологий является «Смешанное обучение».

Технология смешанного обучения подразумевает использование традиционных методов обучения совместно с IT-технологиями. Она позволяет добиться, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учителя им в этом помогали. Меняется характер взаимоотношений учителя и ученика. Если раньше во главе угла стоял предмет, то теперь — ученики. Значит, по-другому надо планировать, оценивать, работать с ребятами. Обучение должно стать более деятельностным, активным, с использованием текста, аудио и видео.

Московская гимназия № 1576 применяет смешанное обучение с сентября прошлого года. По словам учителя Марианны Лазуткиной, к общему удивлению, лучше стали учиться слабые ученики. «Преимущества даёт более плотный контакт с учителем в маленькой группе и свобода работать внутри материала самостоятельно. Еще бы! Любой шанс самоопределения благоприятно мотивирует. Так что даже скептически настроенные родители и учителя сразу отметили изменения в детях и их результатах».

Обычно урок начинается с проверки домашнего задания или разбора непонятных моментов. И пока отвечает один ученик, все остальные просто ждут. С тех пор, как в гимназии внедрили смешанное обучение, процесс стал более эффективен. Создаются три-четыре группы внутри класса, и каждая занимается чем-то своим: одна работает в сети, другая с учителем, третья решает проблему в группе. К примеру, уже ответивших учеников учителя направляют к компьютеру, на экране которого уже отображаются заранее подготовленные материалы и задания. Это позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку и сделать работу каждого в группе максимально эффективной.

Описанная выше модель смешанного обучения называется «Ротация станций». Преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Андреева выделила еще 3 модели смешанного обучения: «перевёрнутый класс», лабораторий и гибкая модель.

Перевёрнутый класс – дети с учителем обсуждают и отрабатывают то, что сами освоили дома посредством интернет-ресурсов. «Перевёрнутый класс» стремительно завоёвывает позиции во всем в мире благодаря высокой степени вовлеченности каждого за счёт увлечённости других.

Ротация лабораторий.  В течение дня дети учатся разным предметам, а в конце работают в компьютерном классе по тем материалам, которые приготовили учителя по тем же предметам. Организационно это посложнее, поскольку требуется синхронизация учителей, работающих в параллели.

Гибкая модель. Участвует вся школа. Есть огромное помещение со столами и компьютерами, есть тьюторы, согласующие маршрутные листы учеников, и есть небольшие тихие помещения для работы детей над совместными проектами, а также научные лаборатории. Плюс «зоны социализации», где дети просто общаются и что-то делают по учебе.

Переход к смешанному обучению зачастую требует переподготовки преподавателей и переоборудования классов. Поэтому можно проводить смешанные занятия точечно, каждые несколько месяцев или каждый год. В Таллинской центральной русской гимназии третий год подряд проводятся «Дни дистанта», когда целые параллели не приходят в класс и учатся удаленно. Для проведения такого учебного дня учителям нужно подготовить контент, разместить его на специально созданном для этого Google-сайте, обеспечить обратную связь, оценивание, поддержку учеников.

«На первых порах учителям было сложно понять, как может выглядеть задание, чтобы оно было не таким, как в учебнике, поэтому всем приходилось учиться прямо в процессе разработки контента. Одно дело, когда учитель объясняет по готовому, совсем другое дело — разработать контент самому. Это всегда сложно, потому что учителей этому никто не учил. Если мы только начинаем подготовку очередного дистанционного дня, мы еще многого не умеем, но пройдя через процесс проектирования, многому учимся», – говорит Людмила Рождественская, образовательный технолог в Таллинской центральной русской гимназии.

Однако стоит помнить, что IT-технологии в образовании нужны не для облегчения работы учителей или процесса усвоения знаний школьниками. «Главная задача смешанного обучения  – создание мотивирующей образовательной среды. То есть по-настоящему эффективные технологии должны побуждать детей к последующей  эффективной деятельности. Перед учителем же стоит не менее важная задача – создание качественного современного контента», – отмечает кандидат психологических наук, профессор Аркадий Марголис.

Поделиться:

22 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх