Тупое орудие свободы слова
Несмотря на призывы воздержаться от провокаций, новый номер Charlie Hebdo вышел в среду с карикатурой на обложке, изображающей пророка Мухаммада. Роскомнадзор призвал российские СМИ не перепечатывать провокационные рисунки, напомнив о законодательном запрете разжигания религиозной розни.
Накануне выхода нового номера муфтий Египта Шавки Аллам призвал французское правительство предотвратить этот «акт расизма», обвинив журнал в стремлении спровоцировать «религиозную рознь и углубить ненависть».
«Это издание вызовет новую волну ненависти во французском и западном обществе в целом. То, что делает этот журнал, не способствует сосуществованию или диалогу между цивилизациями», – говорится в официальном заявлении.
«Это необоснованная провокация, направленная против чувств мусульман во всем мире», – цитирует его «Рейтер».
Новая публикация карикатур на Пророка, обещанная уцелевшими сотрудниками Charlie Hebdo вскоре после нападения, вызвала бурное обсуждение не только во Франции, но и во всем мире.
Российские власти постарались избежать разжигания религиозной розни, рекомендовав СМИ не только не публиковать «карикатуры на религиозных деятелей», но даже не размещать гиперссылки на публикации в зарубежных изданиях.
«В связи с трагедией во Франции Роскомнадзор провел профилактическую работу с рядом федеральных и региональных российских СМИ. Редакциям напомнили положения российского законодательства, запрещающие использовать СМИ для экстремистской деятельности», – сообщило ведомство на своей странице в Facebook.
«В День российской печати Роскомнадзор призывает отечественные СМИ избрать иные формы выражения солидарности с трагически погибшими французскими коллегами, нежели нагнетание межконфессиональной напряженности в российском обществе», – цитирует сообщение «Интьерфакс».
Многие ведущие западные СМИ, среди которых CNN и New York Times, решили не перепечатывать ни прошлые карикатуры, ни обложку нового номера сатирического журнала. Другие, например USA Today и Guardian, опубликовали провокационное изображение, мотивируя это его «новостной ценностью».
Однако замредактора Guardian Джозеф Харкер выразил сомнение в мудрости выбора обложки Charlie Hebdo. Подпись к рисунку – «Все прощено» – как будто «направлена против мусульман в целом», отмечает он.
«Но почему мусульмане должны быть прощены? Они не сделали ничего плохого. Утверждая, что речь идет о прощении, эта обложка, таким образом, достигает обратно, распространяя вину в соучастии», – пишет журналист.
«Для утверждения своего «права» на свободу слова Charlie Hebdo воспользовался тупым инструментом, разбившим на куски подлинный момент надежды и единения. Франция от этого обеднеет», – сожалеет он.
О том, что новая публикация усилит исламофобию в стране, предупреждают ведущие мусульманские организации. Исламский совет Франции призвал правительство активизировать защиту мечетей, сообщив о по крайней мере 50 «антиисламских действиях», совершенных с момента теракта.
«Есть интернет-сайты, призывающие к убийству мусульманских лидеров и поджогу мусульманских религиозных объектов», – заявил France Info руководитель Национальной обсерватории против исламофобии Абдулла Зекри.
В знак солидарности со своими французскими единоверцами, мусульмане по всему миру объявили в соцсетях кампанию бойкота французских производителей и торговых сетей. Среди наиболее известных из них – автозаправочные станции TOTAL, автомобили Peugeot и Renault, косметическая фирма L’oreal, выпускающая молочную продукцию компания «Данон», торговые сети «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон».