На чем основывается наше образование сейчас: на стоимости или ценности?

На чем основывается наше образование сейчас: на стоимости или ценности? Всевозможные рейтинги школ и вузов говорят о том, что наше образование ориентируется на стоимость.В июне Министерство образования и науки обнародовало данные о заработке выпускников высших учебных заведений.

Уровень заработной платы выпускников в первый год после окончания вуза пополнил традиционные критерии мониторинга эффективности учебных заведений. Должен ли уровень заработной платы определять успешность человека? Или гораздо важнее, как много этот человек вкладывает в развитие общества?

Другой пример. Недавно Департамент образования города Москвы представил рейтинг лучших столичных школ. В исследовании приняли участие 700 учреждений, попавшие в “топ-170” получат гранты.

Однако какие критерии позволили определить самые эффективные школы? Это результаты на ЕГЭ и ГИА, диагностика в 4-х и 7-х классах, показатели предметных олимпиад. Впервые в анализе учитывался «коэффициент инклюзии» и нарушения при сдаче экзаменов.

Сплошные цифры… Исследование не учитывает общественного и экспертного мнения, отзывов родителей. Учитель истории школы-интерната “Интеллектуал” Александр Кондрашов: «Свалили в кучу бессвязные показатели, которые ни о чем конкретном не говорят. Мы пережили слияние с другими школами, на это ушло много сил. Я бы этот год оценивал в минус, а по рейтингу получается положительная динамика», – сообщает он изданию “Коммерсант”.

Однако важно другое. Что стоит за цифрами? Сообщают ли эти показатели о том, какие эти дети? Каковы их ценности? Это поколение создающих или поколение тех, кто соответствует шаблонам? Поколение тех, кому важно правильно написать тест или тех, кто способен выражать свое мнение и решать проблемы?

На Западе уже давно говорят о необходимости перехода образования, основанного на стоимости, к образованию, в центре которого – ценности. Что дают знания ради знания в сухом остатке? Что есть навыки без основ всего – нравственных моделей? “Мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети выросли хорошими людьми, и только потом людьми состоятельными”, – высказался на этой неделе заместитель премьер-министра Дели господин Маниш Сисодия перед учителями страны.

Образование, основанное на ценностях, нарабатывает в человеке некий нравственный стержень, который не позволит ему принять взятку, проявить неуважение к коллегам или принять участие в криминальных действиях. Основу здорового общества составляет именно такое ценностно-ориентированное образование.

Поэтому пора избавиться от иллюзии, что эффективность образования можно измерить сухими цифрами, эффективность возможно увидеть через несколько поколений. Если общество самодостаточно и способно решать свои проблемы, если в центре внимания – нравственность и ценностно, значит образование выполняет свою главную миссию. Значит, мы учим правильно.

Поделиться:

25 Авг. 2015 г.
Фатима Янбаева
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх