Тимбукту везет на женщин

Победа на прошлогодних парламентских выборах в Мали далась Азизе Минт Мухаммад нелегко. В первом туре голосования единственной женщине-кандидату от города Тимбукту противостояли пятеро мужчин. Во втором туре, когда она сошлась один на один с кандидатом от президентской партии «Союз за Мали», все четверо проигравших претендентов призвали своих сторонников голосовать против нее.

«В пылу избирательной кампании они утверждали, что  женщина не может быть членом парламента от Тимбукту», – вспоминает  Минт Мухаммад,  отец которой был одним из наиболее популярных в городе имамов.

«Но если политика запрещена для нас исламом, мой отец не позволил бы мне этим заниматься. Так что я сказала:  покажите мне тот аят в Коране, где написано, что женщина не может быть депутатом. И они не смогли», – говорит она.

Своим успехом на выборах Минт Мухаммад во многом обязана… радикальным группировкам, захватившим в 2012 году весь север страны и пытавшимся навязать жителям  свою версию буквалистски понимаемого ими «шариата».

С первых же дней новые хозяева города озаботились внешней стороной религиозности. Они запретили любые отношения между мужчинами и женщинами, не связанными родственными узами. Братьев  и сестер, матерей с сыновьями задерживали на улицах и подвергали утомительным допросам.

На многочисленных блокпостах боевики останавливали автомобили не в поисках контрабанды или оружия, а чтобы проверить, не сидят ли рядом женщины и мужчины.

Больнее всего этот так называемый «шариат» ударил по мусульманкам – их обязали закрывать все тело, включая лицо и руки. Даже те, кто занимался ручным трудом, вынуждены были работать в перчатках.

«Они ввели свои законы, и те, кто нарушал их подвергались наказанию. Если женщина отказывалась носить паранджу, ее наказывали. Если мужчина не хотел носить короткие штаны, их обрезали ножницами. Таково было их правосудие, и тот, кто не уважал его, попадал в тюрьму», – рассказывает  Минт Мухаммад.

«Мусульманки в Мали покрывают волосы, но паранджа не принята в нашей культуре, и все попытки навязать ее воспринимались как  унижение», – объясняет она.

Одну из женских тюрем «полиция нравов» устроила в бывшем киоске для банкоматов малийского  банка «Солидарность». До десяти узниц проводили по несколько дней в помещении два на три метра, без воды и без всяких удобств.

«Права человека нарушались повсюду, и больше всего страдали от этого  женщины, потому что в Тимбукту они не сидят дома.  Они ходят  на рынок, зарабатывают деньги, занимаются малым бизнесом. По сути, это целая отрасль экономики», – отмечает депутат парламента.

Когда в январе 2013 года Тимбукту заняли французские войска, местные жители встречали бывших колонизаторов чуть ли не с распростертыми объятиями. Но французы ушли, а вооруженные группировки остались, и долгосрочный мир по-прежнему кажется несбыточной мечтой.

Однако древнему городу всегда везло на женщин, с оптимизмом говорит Азиза Минт Мухаммад: «Знаете ли вы, что мечеть Санкоре 14 века финансировала женщина? И основала этот город тоже женщина. Контингент  ООН в Тимбукту сейчас возглавляет женщина. У нас было много великих женщин – и именно поэтому они есть во власти сегодня».

Поэтому неудивительно, что натерпевшиеся радикализма горожане предпочли ее мужчинам на парламентских выборах. Среди приоритетов депутата – городское развитие и образование для местного населения. Но главная задача – обеспечить надежный мир.

Поделиться:

29 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх