Совесть не должна молчать

Отказ профессора Тарика Рамадана участвовать в ежегодных конференциях Исламского общества Северной Америки (ISNA) и конвенции «Возрождение исламского духа» (RIS) вызвал широкую дискуссию в социальных сетях, открыв, по выражению самого ученого, «врата критического и конструктивного диалога». Об уклончивой позиции мусульманских организаций США и Канады профессор Оксфордского университета рассказал на своем официальном сайте.

В последние годы я был неизменным участником двух важнейших событий североамериканского мусульманского календаря. Как постоянный член  этих ежегодных собраний, я хотел бы выразить самую теплую благодарность этим организациям, тем  мужчинам и  женщинам, благодаря которым были достигнуты несомненные успехи.

В этом году, однако, я решил не посещать и не участвовать в конференциях, организованных ISNA с 29 августа по 1 сентября в Детройте, и RIS с  26 по 28 декабря в Торонто. Причины этого различные, но суть их сводится к одному.

Руководство ISNA может похвастаться достойной историей служения американским мусульманам, за что его следует поблагодарить. Ежегодная конвенция ISNA – важное событие, объединяющая множество участников и самые различные мероприятия. В последние годы, однако, политическая позиция руководства этой организации не всегда была ясна.

Действительно, очень важно, я считаю, быть открытыми для диалога с властями. Но не менее важно сохранять, поддерживать и отстаивать принципиальные позиции. Не только для блага мусульман, но и чтобы внести достойный  вклад в общество.

Критика внутренней политики нынешней администрации США, как и  предыдущей – это моральная обязанность. Аресты безо всякого ордера, произвольные тюремные сроки, бесчеловечные психологические пытки и одиночное заключение, сомнительную роль информаторов и вызывающие глубокую тревогу, неприемлемые методы, используемые ФБР, которые спровоцировали молодежь на участие в экстремистских действиях, нужно безоговорочно осуждать. Не во имя ислама, а во имя ценностей, провозглашенных Соединенными Штатами.

Тем не менее, руководство ISNA слишком часто хранит молчание, как будто парализованное страхом.  Не лучше обстоит дело и в отношении внешней политики США.  Молчание этой организации по поводу  американской поддержки преступной и бесчеловечной политики Израиля не может быть оправдано. Особенно после посещения ими ифтара, организованного в Белом доме, на котором президент Обама защищал Израиль, а израильский посол тем временем выражал в Twitter свой восторг!

Мы не можем вечно молчать: какой пример активного и ответственного гражданства предлагает руководство ISNA молодым американским мусульманам?  Молчаливых, боязливых подхалимов – или свободных, проникшихся интересами общества граждан, которые, отстаивая ценности человеческого достоинства и справедливости, служат своей стране самым искренним и критическим образом? Робкой и  безусловной преданности, или критической лояльности свободных индивидов?

Принять участие в конвенции ISNA значило бы одобрить их молчание.

Не буду я участвовать в этом году и в собрании RIS. Внешний повод иной, но внутренние причины похожи. Организаторы уже давно продемонстрировали свой коэффициент  эффективности; они пытаются создать впечатление, что поддерживают самые разные голоса. Но на самом деле, в основе конвенции RIS лежит так называемое «суфийское» и «аполитичное» направление.

У меня нет никаких проблем с этим направлением (даже наоборот), так же как с его основными структурами и целями. Проблема в том, что некоторые из участников, ученых или проповедников, под видом суфизма или во имя избегания политических дискуссий, защищают крайне  политизированные позиции поддержки государств и диктатур.

Их молчание и их умозаключения, сделанные  в самом сердце Запада, в Торонто или где-то еще, являют собой ощутимую поддержку нефтяных монархий Персидского залива и таких деспотов, как аль-Сиси в Египте. И это в то время, когда диктаторы от Сирии до Ирака и  Египта тысячами бросают в тюрьмы, пытают и убивают невинных. Они пытаются представить себя выше этих конфликтов, хотя тот «суфизм», который они предлагают, весьма политизирован и слишком хорошо отвечает  выгодам Государства.

Но со мной этот номер не пройдет. Когда некоторые ораторы хвастаются на публике своей открытостью, но отказываются от участия в панельных дискуссиях, чтобы их не вывели на чистую воду, о какой открытости можно говорить. Когда те же самые люди поддерживают диктаторские правительства, ни о какой последовательности не может быть и речи. Я не могу своим присутствием демонстрировать подразумеваемое  одобрение таких позиций.

Прошу избавить меня от всех разговоров о моих семейных корнях: я уже столько критиковал  исламистские движения – все без исключения – и их подход, что мое отношение нельзя свести к чему-то  даже отдаленно напоминающему пристрастность.   Моя позиция такова, что всем диктаторам необходимо противостоять, с любой несправедливостью нужно бороться; мы не можем молчать, или изображать молчание, поддерживая при этом самые худшие режимы.

Я уже говорил прежде, и скажу еще раз: западные мусульмане возьмут на себя в будущем решающую роль. Образованные и живущие в свободных странах, они должны получать больше знаний о своей религии, и становиться  свободными, активными и высказывающимися открыто гражданами, полностью осознающими свои обязанности и готовыми  защищать свои права. В Соединенных Штатах, так же как в Канаде и Европе, они должны защищать человеческое достоинство каждого, и отказываться молчать перед лицом запугиваний со стороны государства. Опирающаяся на их духовность и ценности, их активность будет самым прекрасным вкладом, наилучшим примером вклада мусульманских граждан в будущее Запада. Лидеры предыдущего поколения слишком осторожны, слишком опасливы; они не осмеливаются говорить свободно.

Я также являюсь представителем уходящего поколения. Новому поколению предстоит выдвинуть лидеров, понимающих,  что вылезая из кожи вон и говоря «да, сэр!» они не только жертвуют собственным достоинством, но забывают и предают свой долг. Я мечтаю о новом женском и мужском руководстве, образованном, свободном и смелом, о руководстве, которое не путает понятие диалога с властями с недопустимым компромиссом и интеллектуальной капитуляцией, о руководстве, которое не превращает суфизм, историческую основу столь многих освободительных движений, в течение молчания и трусливого расчета. Оглядываясь вокруг,  я вижу первые признаки воплощения этой мечты, альхамдулиЛлях.

Для меня невозможно участвовать в таких мероприятиях,  где само мое присутствие будет означать поддержку позиций, полностью противоречащих моему видению роли западных мусульман в обществе, сейчас и в будущем. Я говорил это прежде, и скажу вновь. Крайне важно для нас стремиться к просвещению,  проявлять здравый смысл и силу духа. Если окружающие молчат перед лицом вещей недопустимых, совесть мусульман не должна молчать, ни во имя преданной мудрости, ни извращенного суфизма.

Поделиться:

04 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх