Сладостная память о Великой мечети Кордовы

После шести часов пути мы, наконец, добрались до Кордовы, старинного города Испании. Как и большинство туристов, мы приехали сюда лишь с одной целью – увидеть Великую мечеть или Мескиту, которую с таким восхищением описывали писатели и поэты разных времен. В Средневековье Мескита считалась второй по величине мечетью в мире. Сейчас в здании бывшей мечети – римско-католический собор.

Я ждал этого дня очень долго, изучил всю архитектуру и историю Великой мечети в университете. Но я не был готов к разочарованию, которое постигло нас во время экскурсии по ее залам. Некогда сердце веры, религии, просвещения сейчас стало темным и пустым…

Большинство дверей мечети заперты на засов, за исключением той, которая пропускает свет с входа. Стало грустно не столько от того, что пространство больше не принадлежит  мусульманам (кстати, испанским мусульманам неоднократно отказывали в разрешении на поклонение в этой мечети), а от того, что это уже не место поклонения вообще. Это не тот открытый, гостеприимный и полный света Божий храм.

Работа над Великой мечетью началась в 784 по распоряжению халифа Абдур Рахмана I. Первоначально на этом месте была вестготская церковь Викентия Сарагосского.Но после того, как в 711 году Кордову захватили мавры, это здание делили мусульмане и христиане. Позже халиф выкупил и христианскую часть здания, чтобы расширить мечеть. Она располагалась на территории покоев его дворца.

Каждая завоевательная волна добавляла что-то своё к общей архитектуре строения. Без преувеличения это была самая великолепная из тысячи мечетей города. По своему расположению она походила на Великую мечеть в Дамаске. Здание известно своими гигантскими арками с более чем тысячей колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Они были сделаны из частей римского храма, который существовал на этом месте ранее, так же как и другие разрушенные римские здания. Двойные арки были новым введением в архитектуру. Они помогали поддерживать огромный вес более высоких потолков. Двойные арки состоят из более низкой арочной подковы и верхней полукруглой арки. Мескита также богато украшена позолоченными молитвенными нишами. Расположенный в центре купол усыпан красивыми синими плитками в форме звёзд.

Цветочные плитки и коранических надписей захватывают дух даже сотни лет спустя.

За два века после завоевания города маврами Кордова стала крупнейшим и самым развитым городом в мире. Его называли «обителью науки» – почти всё население (даже женщины!) было грамотным. Было открыто 800 школ и 70 библиотек. В самой крупной – библиотеке Хакема II – хранилось 600 тысяч томов. Наука, литература и искусство переживали свой рассвет, и вот что писал Аль-Шагунди, житель 13 века:

“В старые времена Кордоба была столицей империи, центром науки, маяком религии, обителью благородства и величия.  Жители глубоко уважали Закон и соревновались за первенство в этой науке, цари прислушивались к врачам и даже превозносили их, действуя в соответствии с их мнениями”.

Сама мечеть была местом всестороннего просвещения. Ее посещали 500 тысяч горожан, чтобы не только выполнять молитву, но и учиться наукам у прославленных учителей, которые много странствовали и увидели мир, завершили свое обучение в Аравии, Сирии, Египте. Здесь обучали не только арабскому, на котором ниспослан Коран, но и все аспекты права.

В 1236 году после осады, которая длилась несколько месяцев, Кордова была завоевана королем Фердинандом III Кастильским.  Спустя 800 лет после своего основания Великая мечеть превратилась в церковь. Ее структура не менялась вплоть до 1528, когда король Карл V дал разрешение на строительство собора во дворе. Позже он пожалел о своем решении, комментируя: “Они разрушили нечто уникальное во всем мире, чтобы построить то, что можно найти в любом городе”.

После Реконкисты Кордова неуклонно стала терять свое политическое значение, и перестало быть мировым центром поэзии, мысли, науки.

Недавно вокруг мечети возникли некоторые споры. Выяснилось, что в Google Maps ее переименовали на «Кафедральный собор Кордовы”. Таким образом руководство собора хотело стереть упоминание об исламском прошлом здания. Из сайта и брошюр исчезла информация о его мусульманском прошлом. Что отрадно, данное явление столкнулось с некоторым противодействием со стороны местных органов власти и простых граждан. В письме, подписанном пятью бывшими мэрами Кордовы, заявлено:

“Мы обеспокоены действиями городского совета по отношению к мечети Кордовы, которая является шедевром исламского искусства в Европе, и решением совета опустить информацию об андалузских корнях мечети в брошюрах, плакатах, входных билетах, аудиовизуальных материалах и в Интернете …”

Тысячи людей подписали онлайн-петицию, и название “Мечеть Кордобы” была стремительно восстановлена в Google Maps.

Я ушел из мечети опустошенным. Но недавно я наткнулся на слова Ахмада бин аль-Махди аль-Газзал, марокканского посла в Испании, который посетил мечеть во время дипломатической поездки в 1766 году.

Несмотря на то, что 500 лет назад его предков изгнали из своей родины во времена Реконкисты, аль-Газзал смог отложить в сторону обиды, печали и возвыситься над нынешними реалиями. Он сказал:

“Мы вспомнили, что происходило здесь во времена ислама. Все науки, которые были изучены здесь, все коранические стихи, которые читались здесь, и все молитвы, которые были выполнены здесь, и сколько раз здесь почитали Бога. Даже стены и столбы приветствовали нас от великой скорби…»

Быть может, мне просто нужно приехать туда снова.

Зара Коудхари, SacredFootsteps

Поделиться:

21 Авг. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх