Школа как отражение будущего
Системы образования по всему миру меняются на наших глазах. Все большую роль в них играют интернет и новейшие технологии, определяя то, как будет выглядеть наше общество уже через несколько лет. И именно от образовательных реформ во многом зависит успех экономик разных стран. О процессах, происходящих в этой сфере, изданию Huffington Post рассказал Стефан Деркон, главный экономист Департамента международного развития Великобритании.
Что нужно сделать, чтобы сегодняшние школы стали отражением нашего мира через 5, 10, 25 лет?
– Даже в бедных развивающихся странах школьники скоро окажутся в гораздо более связанном воедино и сложном мире, чем сегодня. Эти дети растут в мире, который должен предлагать им больше возможностей, но мы не можем принимать эти возможности как данность: работу никто им не гарантирует, так же как и ответственность их лидеров.
Улучшение результатов обучения детей – это необходимый шаг, но важно также побудить их мыслить более самостоятельно и творчески, чтобы они могли заявить права на собственное будущее, а не просто делать, что велят.
Будет ли образовательное неравенство усугублять неравенство экономическое? И как разорвать этот замкнутый круг?
– В бедных развивающихся странах образование уже не является гарантией работы; оно никогда не было гарантией открытого общества, в котором элиты подотчетны. Но оно остается одной из наиболее мощных движущих сил перемен, предлагая бедным людям возможность продвинуться вверх, воспользоваться экономическими возможностями, и даже заявить права на участие в политике этих стран. Образование – это мощное средство бросить вызов элитам, так что в их интересах стимулировать образовательное неравенство для сохранения своих позиций.
Но обосновать необходимость хорошего образования для всех возможно во всем мире: даже элитам нужны хорошие образовательные системы для широких слоев населения, чтобы поддерживать их экономики и общества. Мы должны напомнить лидерам об этом, по всему миру, и вменять это в их основные политические обязанности.
Как развивающемуся миру обеспечить на должном уровне ресурсы в естественнонаучной и технической сфере, чтобы подготовить новаторов завтрашнего дня?
– Первоочередная задача – это не ресурсы, а улучшение качества систем образования. По мере роста экономик развивающихся стран ресурсы также возрастают, и возможности повышения уровня образования для всех имеются.
Но сами системы не улучшились – и по этому поводу царит удивительное спокойствие, в отличие, например, от систем здравоохранения. В то время как показатели здоровья улучшаются удивительно быстро, даже в самых бедных странах сочетая ресурсы, системы, инновации и технологии, качество образования по-прежнему отстает от количества учащихся на всех уровнях.
Лучшей отправной точкой, чтобы получить завтра правильные навыки и инновации, будет использование сегодня огромных возможностей улучшения качества образования.
Как обеспечить, чтобы экономические выгоды от реформы образования достигли женщин и беднейших слоев?
– Для любого общества не включать женщин и бедных в экономику или функционирование общества – это растрата талантов и производственных ресурсов. Образование остается одним из наиболее экономически эффективных, справедливых путей распределения выгод от прогресса в целом, в то же время обеспечивая ресурсы для долгосрочного роста. Образовательные системы не пойдут на пользу экономике и обществу, если будут слишком привилегированными, и мы должны постоянно напоминать политическим лидерам об этом.