Школа – главная причина наказаний
Согласно исследованию по заказу Фонда поддержки детей, самой распространенной причиной конфликтов в российских семьях на протяжении нескольких лет остаются школьные проблемы детей.
В социологическом исследовании “Родителями становятся? Ответственное родительство в современной России” приняли участие 1600 россиян из возрастной группы от 16 до 45 лет, 40 экспертов в 10 городах – социальные работники, сотрудники служб опеки и попечительства, представители органов МВД, работники СМИ. Социологи изучали арсенал семейных практик воспитания, при этом речь шла не только о семьях опрашиваемых граждан, но и об их так называемых «родительских семьях». В результате исследования выяснилось, что причиной большинства семейных разногласий является несоответствие между ожиданиями родителей и текущими школьными успехами детей.
Комментируя итоги исследования, заведующий сектором социальной мобильности Института социологии РАН Михаил Черныш заявил, что чаще всего причиной семейных раздоров становятся школьные проблемы ребенка. В большинстве случаев конфликты в родительской семье респондента случались по поводу школы, учебы, успеваемости. Так, если в 2011 году разрыв между ожиданиями родителей и реальной успеваемостью их ребенка чаще всего становился яблоком раздора в 33,8% семей, то в 2015 году школьная тема сеяла рознь в 32, 6% семей.
Другим итогом всероссийского исследования, стал вывод о том, что в российской семейной культуре практики поощрения и наказания не имеют прямой связи друг с другом. «Мы полагали, что частота поощрений и наказаний связаны принципом “больше того – меньше другого”. Но эта версия не подтвердилась. Сопоставление методов поощрений, которые «родители нулевых» применяют по отношению к своим чадам, не выявило принципиальных различий, – отметил эксперт. – Мы наблюдаем небольшой, но заметный сдвиг в пользу интенсификации общения между отцами и детьми. Обменные отношения по типу “ты мне – я тебе” постепенно уходят в прошлое. Зато число родителей, которые в виде поощрения стараются проводить с ребенком больше времени, выросло с 17, 9 до 24, 9%».
По мнению председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марины Гордеевой, выводы этого исследования адресованы не только государству, но и общественным организациям. «Деликатность сферы семейных отношений не должна стать причиной нашего неведения о том, как ощущают себя здесь наши ребята», – заявила эксперт.