Школа без правил
Школу Ian Mikardo в лондонском Ист-Энде не зря называют «специальной» – здесь учатся мальчишки 11-16 лет, на которых давно махнули рукой и педагоги, и родители. Трудных подростков исключали уже из стольких обычных школ, что за ними прочно закрепилось клеймо «неисправимых»..
Все эти дети – из бедных и неблагополучных семей. Они не понаслышке знают о домашнем насилии, многие не имеют постоянного жилья, кое-кто уже успел повидать в своей жизни убийства.
Здесь нет школьной формы, нет строгих правил и запретов, нет изолятора для нарушителей и системы наказаний. Все называют друг друга по имени – и ученики, и педагоги. Услышав нецензурную ругань (что бывает часто), учитель обязательно одернет подростка: «Следи за языком!» Но никаких наказаний не последует.
Если ученик решил вдруг покинуть класс посреди урока, никто не заставит его вернуться обратно; если вспыхнет драка, кто-то из сотрудников вмешается, только когда дело запахнет кровью. И никого, ни за какие проступки отсюда не исключают.
Недавно один из учеников – новичок – разбил ногой окно в школе. Оказалось, что на следующее утро его семью должны были выселять из дома, и он не знал, где будет жить дальше.
13-летний Мэтью устроил потасовку на уроке труда, одному из одноклассников ткнул в лицо дрелью, другого пытался удушить захватом за шею. Наводить порядок пришлось инспектору по делам несовершеннолетних.
Таких эпизодов немало в документальном фильме о школе Ian Mikardo, который демонстрируется сейчас на «пятом канале» британского телевидения.
12-летний Джеймс, тоже новый ученик, отказывается разговаривать с учителями и не хочет идти в класс. Вместо этого он начинает дразнить и задирать другого мальчика, а потом взбирается на лестничные перила, и стоит, покачиваясь, над высоким пролетом.
Полным провалом оканчивается прошлогодний совместный поход на каток. «Это просто ужас», – жалуется на разбушевавшихся подростков один из учителей. «Я звоню в полицию», – решает другой.
«Искусство учителя состоит в том, чтобы реагировать на инциденты, грозящие серьезными последствиями, и спускать на тормозах все остальное», – объясняет стратегию школы ее директор Клэр Лиллис.
«Если учитель будет реагировать по каждому поводу, ученики тут же сориентируются и найдут способ сорвать урок», – делится она опытом.
Обвинения в излишней фамильярности и «стирании грани» между школьниками и преподавателями Клэр решительно отметает: «Учителя уважают не за то, что он носит и как его величают, а за те отношения, которые он выстраивает с учениками и коллегами».
Сама она одета в черную рубашку, джинсы и красные туфли. Присмотревшись, можно заметить пирсинг и татуировки.
«Если все педагоги начнут вдруг носить костюмы, станет ли от этого Британия более образованной? И без костюма можно быть профессионалом».
Говорить так Клэр Лиллис имеет полное право – уже 13 лет она возглавляет Ian Mikardo, и за это время трижды была отмечена в докладах управления стандартами в образовании. Девиз школы «Приходим с прошлым, уходим с будущим», и большинству трудных подростков это удается.
Когда она только пришла в школу, все выходящие из ее дверей подростки оказывались в тюрьме. Но уже семь лет никто из выпускников не попадал за решетку, а в последние три года 97% продолжают учебу или устраиваются на работу.
Основополагающие педагогические принципы – сочувствие, уважение, непредвзятость и способность прислушиваться.
Школа финансируется из муниципального бюджета одного из беднейших лондонских районов – Twin Towers. Здесь учатся всего 40 мальчиков, не больше восьми в классе. Постоянно присутствуют два психотерапевта: один для детей, другой для персонала.
Внутри по-домашнему уютно: в столовой музыкальный автомат, не замолкающий ни на минуту, рядом помещение, где можно отдохнуть после обеда, тут же мальчишки учатся готовить, стирать и гладить одежду. Есть даже своя парикмахерская, чтобы привыкать к личной гигиене.
И еще пес Макфлари, взятый из приюта для бездомных собак, которого одинаково любят и ученики, и преподаватели.
Атмосфера спокойная и доброжелательная, но персонал постоянно в «боевой готовности», внимательно наблюдает за признаками напряженности и пресекает любые серьезные инциденты.
Во время съемок документального фильма один из мальчиков вытаскивает у оператора из кармана телефон.
«Он всегда все возвращает», – успокаивает директор.
«Если постоянно вмешиваться и все запрещать, они привыкнут к тому, что их должны сдерживать другие. Мы же пытаемся помочь им найти собственные тормоза», – объясняет она свой педагогический метод.
Клэр Лиллис надеется, что фильм привлечет внимание не только к трудной судьбе ее воспитанников, но и ко всей современной системе образования.
«Чем больше мы пытаемся подавить нашу молодежь, тем сильнее вероятность, что рано или поздно это выльется в новые беспорядки, намного хуже, чем несколько лет назад», – предостерегает она.
«Мы упустили из виду саму суть образования. Нужен творческий подход, чтобы вернуть радость и интерес в наши школы и классы», – считает директор школы без правил.