Школа без правил

Школу Ian Mikardo в лондонском Ист-Энде не зря называют «специальной» – здесь учатся мальчишки 11-16 лет, на которых давно махнули рукой и педагоги, и родители. Трудных подростков исключали уже из стольких обычных школ, что за ними прочно закрепилось клеймо «неисправимых»..

Все эти дети – из бедных и неблагополучных семей. Они не понаслышке знают о домашнем насилии, многие не имеют постоянного жилья, кое-кто уже успел повидать в своей жизни убийства.

Здесь нет школьной формы, нет строгих  правил и запретов, нет изолятора для нарушителей и системы наказаний. Все называют друг друга по имени – и ученики, и педагоги. Услышав нецензурную ругань (что бывает часто), учитель обязательно одернет подростка: «Следи за языком!» Но никаких наказаний не последует.

Если ученик решил вдруг покинуть класс посреди урока, никто не заставит его вернуться обратно; если вспыхнет драка, кто-то из сотрудников вмешается, только когда дело запахнет кровью. И никого, ни за какие проступки отсюда не исключают.

Недавно один из учеников – новичок – разбил ногой окно в школе. Оказалось, что на следующее утро его семью должны были выселять из дома, и он не знал, где будет жить дальше.

13-летний Мэтью устроил потасовку на уроке труда, одному из одноклассников ткнул в лицо дрелью, другого пытался удушить захватом за шею. Наводить порядок пришлось инспектору по делам несовершеннолетних.

Таких эпизодов немало в документальном фильме о школе Ian Mikardo, который демонстрируется сейчас на «пятом канале» британского телевидения.

12-летний Джеймс, тоже новый ученик, отказывается разговаривать с учителями и не хочет идти в класс. Вместо этого он начинает дразнить и задирать другого мальчика, а потом взбирается на лестничные перила, и стоит, покачиваясь, над высоким пролетом.

Полным провалом оканчивается прошлогодний совместный поход на каток.  «Это просто ужас», – жалуется на разбушевавшихся подростков один из учителей. «Я звоню в полицию», – решает другой.

«Искусство  учителя состоит в том, чтобы реагировать на инциденты, грозящие серьезными последствиями, и спускать на тормозах все остальное», – объясняет стратегию школы ее директор Клэр Лиллис.

«Если учитель будет реагировать по каждому поводу, ученики тут же сориентируются и найдут способ сорвать урок», – делится она опытом.

Обвинения в излишней фамильярности и «стирании грани» между школьниками и преподавателями Клэр решительно отметает: «Учителя уважают не за то, что он носит и как его величают, а за те отношения, которые он выстраивает с учениками и коллегами».

Сама она одета в черную рубашку, джинсы и красные туфли. Присмотревшись, можно заметить пирсинг и татуировки.

«Если все педагоги начнут вдруг носить костюмы, станет ли от этого Британия более образованной? И без костюма можно быть профессионалом».

Говорить так Клэр Лиллис имеет полное право – уже 13 лет она возглавляет Ian Mikardo, и за это время  трижды была отмечена в докладах управления стандартами в образовании. Девиз школы «Приходим с прошлым, уходим с будущим», и большинству трудных подростков это удается.

Когда она только пришла в школу,  все выходящие из ее  дверей подростки  оказывались в тюрьме. Но уже семь лет никто из выпускников не попадал за решетку, а в последние три года 97% продолжают учебу или устраиваются на работу.

Основополагающие педагогические принципы – сочувствие, уважение, непредвзятость и способность прислушиваться.

Школа финансируется из муниципального бюджета  одного из беднейших лондонских районов – Twin Towers. Здесь учатся всего  40 мальчиков, не больше восьми в классе. Постоянно присутствуют два психотерапевта: один для детей, другой для персонала.

Внутри по-домашнему уютно: в столовой музыкальный автомат, не замолкающий ни на минуту, рядом помещение, где можно отдохнуть после обеда, тут же мальчишки учатся готовить, стирать и гладить одежду. Есть даже своя парикмахерская, чтобы привыкать к личной гигиене.

И еще пес  Макфлари, взятый из приюта для бездомных собак, которого одинаково любят и ученики, и преподаватели.

Атмосфера спокойная и доброжелательная, но персонал постоянно в «боевой готовности»,  внимательно  наблюдает за признаками напряженности и пресекает любые серьезные инциденты.

Во время съемок документального фильма один из мальчиков вытаскивает у оператора из кармана телефон.

«Он всегда все возвращает», – успокаивает директор.

«Если постоянно вмешиваться и все запрещать, они привыкнут к тому, что их должны сдерживать другие. Мы же пытаемся помочь им найти собственные тормоза», – объясняет она свой педагогический метод.

Клэр Лиллис надеется, что фильм привлечет внимание не только к трудной судьбе ее воспитанников, но и ко всей современной системе образования.

«Чем больше мы пытаемся подавить нашу молодежь, тем сильнее вероятность, что рано или поздно это выльется в новые беспорядки,  намного хуже, чем несколько лет назад», – предостерегает она.

«Мы упустили из виду саму суть  образования. Нужен творческий подход, чтобы вернуть радость и интерес в наши  школы и классы», – считает директор школы без правил.

Поделиться:

03 Окт. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх