Сестры спасают «мусульманское братство»
Когда большинство лидеров «Братьев-мусульман» были брошены в тюрьмы, в авангарде египетского движения оказались женщины. Они организуют акции протеста, поддерживают работу местных организаций, принимая на себя все более заметную роль в политической борьбе. И воспитывают детей в духе «Братства».

«Как показывает опыт, мы можем руководить. Возможно, бывают ошибки, но мы исправляем их и движемся дальше. Это лучше, чем стоять в стороне», – говорит активистка Хеба из Александрии.
Гонения начались летом 2013 года, сразу после военного переворота. Сотни членов движения были расстреляны при разгоне мирных лагерей протеста, тысячи – в том числе почти все руководство «Братства» – арестованы. Напуганные непрекращающимися демонстрациями, новые власти объявили его «террористической организацией», запретив любую деятельность.
В таких условиях женщины, занимавшиеся обычно образованием и социальной работой, вышли на передний край политической борьбы.
«Мужчин почти не осталось, поэтому без женщин нет никаких акций протеста», – объяснила агентству «Рейтер» активистка из Александрии.
«Сестры-мусульманки» тоже подвергаются арестам, но полицейские задерживают их довольно неохотно. Это позволяет проводить демонстрации, хотя и не такие многочисленные, и устраивать регулярные встречи, чтобы сохранить единство движения.
«Братья-мусульмане» появились в Египте в 1928 году, а уже в 1930-х было создано женское отделение. В период репрессий 1950-х и 1960-х годов оно сыграло важную роль в сохранении «Братства».
После свержения режима Мубарака исламское движение уверенно победило на выборах, и выдвинутые им женщины вошли в парламент страны. А одна из «сестер-мусульманок» – Пакинам Шаркави – стала советником первого демократически избранного президента Мурси.
Заметные перемены происходили и в самом движении, где женщины не допускались прежде на руководящие должности и в директивный орган – Совет шуры.
Военный переворот положил конец этим политическим начинаниям, оставив возможность только для подпольной деятельности. Сейчас женщин избирают руководить местными ячейками «Братства» – «усрами», в которых зачастую остались одни сестры. В некоторых районах женщины возглавляют советы «шуба», объединяющие десятки ячеек.
Новые лидеры организации вовсе не рады такому вынужденному «повышению», но для многих политическая борьба приобрела уже личный характер.
Жизнь Шаймы Байюми резко изменилась после ареста ее мужа, юриста и правозащитника Халафа Байюми, в сентябре 2013 года, и ее 16-летнего сына и брата пять месяцев спустя. Ей пришлось возобновить адвокатскую практику, прекратившуюся с рождением детей, чтобы прокормить себя и двух младших сыновей. В свободное время она носит передачи в тюрьмы и занимается правозащитной деятельностью.
«Женщины утратили свою женскую роль. В исламском движении многие прежде даже не думали о работе. Мой пример – лишь один из множества», – говорит она.