Семья – ячейка общества? Нет, это сердце!
С самого детства я слышала, что «в исламе семья – ячейка общества». Об этом твердили и писали так часто, ссылаясь на множество достоверных источников, что у меня никогда не возникало и тени сомнения. Это был мусульманский ответ времен холодной войны на гипертрофированный индивидуализм капитализма, и гипертрофированную общинность коммунизма, стиравшую необходимость любых учреждений, в том числе и семьи. Но в последнее время я стала глубоко сомневаться в этом утверждении. Более того, я считаю его на самом деле вредным. И от этого поста многим станет не по себе.
Бог сказал Ангелам, что Он назначит на Земле наместника, в единственном числе, а не «семью». Бог говорит нам, что в День расчета мы побежим от своей семьи. В единственном числе. Бог сказал, что ни одна душа не понесет бремени чужих действий. В единственном числе. Мы будем стоять перед Ним нагими и *одинокими*. Коран постоянно обращается к нам как к отдельным душам, а не как к «семейным ячейкам». Нам сказано, что Бог не изменит состояние людей, пока они не изменят состояние своей души. Не семьи. А души. В единственном числе.
Поэтому нет. Семья – не ячейка общества, и главная ценность – это не сохранить целостность семьи за счет души человека. Общества рушатся из-за состояния наших сердец, а не из-за статистики разводов.
Итак, вот мой вариант: в исламе ячейка общества – это сердце. Да, сердце. Как сказал Пророк, если оно здоровое, человек здоров, а значит и семья, и общество здоровы и целы. Вот для чего мы были созданы. Чтобы очистить наши сердца. Это кораническое определение «успеха». Не семейная ячейка. А состояние сердца человека. На самом деле, члены нашей семьи в Коране называются вероятным источником скорби.
Далее, Божий избранник также сказал, что лучший среди нас тот, кто лучше всех относится к своей семье. Никакого противоречия. Это как лакмусовая бумажка для проверки чистоты сердец. Но основополагающая ячейка – это все равно сердце, а не семья.
Понимая это неправильно, люди думают, что их собственная душа и отношения с Богом вторичны по отношению к «семье». Что страдания благородны ради сохранения семьи любой ценой. Что совершать несправедливость по отношению к себе и другим оправдано во имя семьи. Нет. Семья – это средство для выполнения нашего предназначения: быть Его хранителями на Земле. Это не конечная цель, для которой мы были созданы.