Развитие детей надо начинать с родителей
Ученые утверждают, что интеллектуальное развитие ребенка нужно начинать как можно скорее – с пеленок, а то и в материнской утробе. И первыми педагогами должны быть сами родители. Об этом стараются не забывать в американском штате Миссури, где уже 30 лет действует программа «Родители как учителя».

«Дело не в сложных и дорогих «развивающих» игрушках – учиться можно и на подручных материалах. Но важно вовремя поддержать родителей, хотя бы просто сказать им, что они все делают правильно», – отмечает директор одного из районных отделений программы Сара Бирк.
Например, можно вместе с ребенком разбирать постиранное белье, соединяя по парам носки разных цветов и размеров – это уже будет развивающая деятельность. Или смешать муку с водой и солью, и лепить из полученной массы самые разнообразные формы.
Когда педагог предложила Шейле и Брайану Моффитам заняться чем-то подобным со своей маленькой дочерью, они поначалу отнеслись к ее словам с недоверием. Сейчас вся семья увлеченно мастерит замки из картонных коробок, пишет «книги» на сшитых вместе листах бумаги и играет в магазин с пустыми пакетами из-под молока и коробками из-под чая.
«Мы помогаем родителям осознать их роль, учим тому, как заниматься развитием ребенка, и следим за этим развитием», – говорит руководитель программы Керри Каверли.
Идея заключается в том, чтобы предоставить квалифицированную педагогическую поддержку каждой семье. Помимо ежемесячных родительских встреч и доступа к огромной базе развивающих материалов, специалисты по раннему развитию регулярно приходят на дом, чтобы оценить уровень малыша «со стороны».
Насколько такая опека может быть необходима, Керри Каверли знает не понаслышке – у ее младшего ребенка педагог обнаружил существенную задержку в развитии, которую не замечали ни она сама, ни педиатр в местной поликлинике. Благодаря своевременному вмешательству, уже к детскому саду удалось наверстать упущенное.
«В том, что касается собственных детей, становишься очень предвзятой, и многого не видишь. А посторонний человек способен взглянуть объективно», – объясняет руководитель «Родителей как учителей»
За годы своего существования программа обзавелась солидной научной базой. Ее эффективность подтверждает исследование под руководством Эдварда Зиглера и Виктории Зейтц из Йельского университета, результаты которого были опубликованы в Журнале первичной профилактики за 2008 год. Джуди Пфанненштиль из Исследовательской и учебной ассоциации отмечает, что сотрудничество родителей и педагогов заметно улучшает подготовку к школе, что сказывается впоследствии на успеваемости.
«Когда удается начать с такого раннего развития – грамотности, языка и двигательных навыков, то поступая в школу, эти дети готовы учиться. Но если ребенок с первого школьного дня чувствует себя отстающим, ему и в дальнейшем придется трудно», – считает детский психолог Рошель Харрис.
Поэтому особое внимание уделяется детям с различными отставаниями и неблагополучным семьям. Отсутствие отстающих и второгодников в классе идет на пользу всем ученикам, а также преподавателям, утверждает Рошель Харрис.