Право писать историю принадлежит не вам!
Пребывание боевиков «Исламского государства» в захваченной ими сирийской Пальмире сопровождается массовыми казнями местного населения. Если верить Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека, на днях экстремисты на глазах у публики расстреляли на руинах древнеримского театра два десятка мужчин, подозреваемых в боях на стороне войск Башара Асада. А незадолго до этого сирийские СМИ сообщили о казни порядка 400 мирных жителей, включая женщин и детей. Теперь же наблюдатели опасаются, что вслед за убийствами боевики могут переключиться на древние памятники Пальмиры, являющиеся одним из шести объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии.

Страх за Пальмиру вполне оправдан, если вспомнить преступления ИГИЛ в Нимруде — древнем иракском городе, расположенном недалеко от Мосула, где боевики разграбили ценные артефакты и уничтожили древние руины и скульптуры, чтобы замести следы воровства.
Пребывание боевиков «Исламского государства» в захваченной ими сирийской Пальмире сопровождается массовыми казнями местного населения. Если верить Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека, на днях экстремисты на глазах у публики расстреляли на руинах древнеримского театра два десятка мужчин, подозреваемых в боях на стороне войск Башара Асада. А незадолго до этого сирийские СМИ сообщили о казни порядка 400 мирных жителей, включая женщин и детей. Теперь же наблюдатели опасаются, что вслед за убийствами боевики могут переключиться на древние памятники Пальмиры, являющиеся одним из шести объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии. Страх за Пальмиру вполне оправдан, если вспомнить преступления ИГИЛ в Нимруде — древнем иракском городе, расположенном недалеко от Мосула, где боевики разграбили ценные артефакты и уничтожили древние руины и скульптуры, чтобы замести следы воровства.
Значение древних руин Пальмиры (араб. – Тадмора), сирийских Помпей, для мировой истории и культуры невозможно переоценить. Этот город представляет собой уникальнейший феномен, соединяющий в себе сразу несколько эпох – греческую, эллинистическую, римскую и парфянскую. Первые упоминания о нем относятся к первой половине 2-го тыс. до н. э. Расцвет Пальмиры пришелся на II–III века н.э., золотой век Римской империи. Тогда же римляне, изобретатели прототипа современного бетона, возвели легендарный Пантеон и величественные форумы.
Пальмира считается одним из лучших образцов архитектуры римских провинций, которые, отличаясь смешением римского и провинциального стиля, каждый раз представляли собой настоящий шедевр. Здесь восточные орнаменты, тяга к роскоши и величественности сочетаются с римскими архитектурными формами, такими как арки, своды и колоннады.
До наших дней в Пальмире сохранилось немало античных объектов, по которым можно отследить этапы развития культуры. Наиболее знаковым из них является храм верховного бога Бэла, построенный в 32 году н.э. Украшенный римскими колоннами и портиками, по форме он повторял традиционное для этих мест святилище: внутри находились барельефы с изображением знаков зодиака, планет, божеств и сакральных процессий. Во многом храм частично сохранился благодаря тому, что мусульмане превратили его в мечеть.
Другим отлично узнаваемым объектом Пальмиры является главная улица, по обеим сторонам которой установлены знаменитые десятиметровые колонны, служившие отличной защитой от солнца. При этом учше всего в древней Пальмире сохранился некрополь со знаменитыми башнями-гробницами, пышно обставленными подобно дворцам. Усыпальницы вельмож Пальмиры украшены барельефами с изображением усопших, богатым разноцветным орнаментом и мифологической живописью.
Наибольшую художественную и историческую ценность в Пальмире представляют погребальные скульптуры, выполненные в эллинистической манере. Их много как в самом городе, так и на его окраинах. По этим искусно выполненным памятникам можно изучить быт жителей Древнего Востока.
Хотя правительственные войска незадолго до наступления ИГИЛ и вывезли отдельные скульптуры, эвакуировав часть населения, все спасти в столь сжатые сроки им было физически не под силу. Искусствоведы говорят, что расчетливые боевики напали на Пальмиру отнюдь не случайно, их цель — произвести незаконные раскопки и продать найденные ценности на черном рынке, выручив кругленькую сумму.
Специалисты предупреждают, что уничтожение Пальмиры, сокровищницы римской архитектуры и колыбели современной цивилизации, станет культурной катастрофой и трагедией для всего человечества. По их словам, разрушая памятники Пальмиры, боевики разрушат память об общих культурных корнях Ближнего Востока и западной цивилизации.
Почему же прошлые поколения мусульман берегли Пальмиру, а современные строители «халифата», подобно дикарям, кувалдами и автоматами уничтожают всех и вся на своем пути? Как рассказал «Медине» политолог Хаммам Абуаркуб, первые мусульмане относились к языческим местам поклонения и идолам весьма радикально, считая, что только Всевышний достоин поклонения. Однако по мере распространения ислама по всему миру отношение верующих к таким объектом изменилось. Эра идолопоклонства канула в лету, и языческие элементы стали восприниматься мусульманами как часть истории и культуры древних государств и населявших их народов, которую следует знать.
«Коран говорит, что Всевышний создал людей племенами и народами, чтобы они изучали друг друга. Уважительное отношение и изучение других культур является частью ислама— религии добра, которая принимает всех и готова слушать всех. Именно поэтому мусульмане сохраняли древние здания и памятники архитектура», – говорит эксперт.
По его словам, боевики ИГИЛ придерживаются иных взглядов, противоречащих религии. Имея весьма узкое мышление, эти люди крайне закрыты и не приемлют чужого мнения. Если человек с ними не согласен, он становится их врагом. Ислам же призывает к диалогу с другими народами. В этом и заключается смысл призыва и распространения ислама.
Фото: Максима Авдеева
