Попробуй жить ниже уровня бедности
Перечитывая Коран во время прошлого Рамадана, я особенно ясно поняла, как часто Аллах указывает нам щедро давать милостыню бедным, кормить людей и просто помогать тем, кто в этом нуждается. Даже при весьма приблизительном представлении о царящей в мире и в моей родной стране экономической несправедливости, эти аяты полны для меня особого смысла.
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (Коран, 3:92)
Наш долг как верующих – активно бороться с этой несправедливостью, ведущей к бедности и страданиям, и проявлять доброту и великодушие. Именно с таким намерением я уже два года участвую в движении «Попробуй жить ниже уровня бедности», стараясь потреблять не больше еды, чем миллионы людей во всем мире, всего на полтора доллара в день.
Вместе с единомышленниками я делилась своим опытом в блогах и соцсетях, и это вызывало порой совершенно удивительную реакцию. Мало того, что многие мусульмане проявляли полную неосведомленность о различных проявлениях социальной и экономической несправедливости, они еще демонстрировали довольно жестокое отношение к бедности.
И если бы не обязанность выплачивать закят, многие из нас, боюсь, вовсе ничего бы не давали. Быть может, мы недостаточно часто читаем Коран, иначе как мы могли бы пропустить содержащиеся в нем указания?
Размещенные в интернете фотографии наших скудных трапез, и рассказы о том, как мало сил они придают, вызывали скромный поток пожертвований. Вместе с тем появлялось и множество легкомысленных, обидных и просто отвратительных комментариев.
«Если планировать правильно, жить на 1,5 доллара в день не так сложно. Я вполне мог бы прожить», – такова была самая распространенная реакция.
Не думаю, что эти люди пробовали подкрепить свои слова действиями, иначе они скоро убедились бы в собственной неправоте.
Некоторые мусульмане, чтобы оправдать свое нежелание помогать бедным, приводят следующий хадис: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучше работать – хотя бы просто собрать дров и продать – чем просить милостыню. Люди бедны, потому что они ленивы».
Лень – это распространенный миф, которым пытаются объяснить причины бедности. На самом деле, подавляющее большинство людей, живущих в бедности, это женщины и дети. Женщины в слаборазвитых и во многих мусульманских странах воспитываются с убеждением, что работать ради дохода – не их дело, поскольку их должны содержать мужчины.
Женщины остаются неграмотными, и часто вынуждены заниматься изнурительным домашним трудом. Причем чем беднее семья, тем труднее работа: носить воду, собирать дрова, ухаживать за скотиной и огородом, стирать в реке и так далее.
Мы, мусульмане, любим хвалиться правом женщины на материальную поддержку, и в то же время не желаем замечать, как много женщин лишены этой поддержки. И вдобавок еще называем их «ленивыми»!
Собранные в результате «голодной» кампании деньги мы перечислили в Мусульманское агентство развивающего образования. Его исполнительный директор Сара Джавайд много лет пытается развеять поддерживаемый самими мусульманами миф о причинах бедности.
«Проблема в том, что этот хадис о сбор дров, как и многое другое, люди прочитывают упрощенно, в черно-белом свете. Принцип в том, что лучше работать, чем просить, и это важно с исламской точки зрения на достоинство человека, на его права и обязанности по отношению к самому себе, своей семье и обществу», – говорит она.
Но для того, чтобы это стало возможно, мы должны создать такое общество, где каждый способен работать и иметь средства к существованию. Это означает, что должно быть достаточно рабочих мест, удобного жилья, сильная структура семьи, способная поддержать в трудный момент, хорошая система образования. А главное – равенство и доступность всего этого.
Даже в таких богатых странах, как Великобритания и США, социальных благ на всех не хватает, потому что нет равенства. Пока мы не достигнем здорового общества, у нас всегда будут нищие. Мусульмане в этой связи должны: а) добиваться изменения системы таким образом, чтобы никому не приходилось просить милостыню, и б) сокращать существующий разрыв своим состраданием к бедным и нуждающимся, удовлетворяя их основные потребности, такие как еда.
Еще одно оправдание, которое приходилось слышать от мусульман, не желающих помогать другим: «А почему родные не заботятся о них? Наверное, это плохие люди, раз семья их бросила».
Говорится это обычно в адрес тех женщин, почти всегда с детьми, которые просят помощи или обращаются в благотворительные организации.
Как можно считать «плохим» человека, которого постигли страдания, и даже не задумываться, что возможно, как раз семья и виновата в его страданиях. Мы считаем естественным, что все должны заботиться о своих родственниках, но многие люди уверены, что это обязанность государственной системы социального обеспечения. Между тем далеко не у каждого хватит сил и терпения, чтобы пробиться через бюрократические препоны.
А какое может быть оправдание того, что дети живут и умирают в нищете? Каждые несколько секунд то в мире от бедности умирает ребенок.
Единственный ответ (или отговорка), который можно услышать на это вопрос – это предопределение Аллаха: «Это лучше для них, чем многое из того, что нам приходится выстрадать в этом мире».
Действительно, если бы мы только лучшее знали свою религию, мы бы поняли, что наше сытое благополучие – вовсе не благо, как думают многие. Скорее, это тяжелое бремя, своего рода фитна – иметь так много материальных благ, наслаждаться этой мирской жизнью, забывая при этом, что наша истинная цель состоит в поклонении Аллаху и следовании Его заповедям, включая заботу о страдающих и обездоленных.
Брук Бенуа, редактор журнала «Sisters».