Попробуй жить ниже уровня бедности

Перечитывая Коран во время прошлого Рамадана, я особенно ясно поняла, как часто Аллах указывает нам щедро давать милостыню бедным, кормить людей и просто помогать тем, кто в этом нуждается. Даже при весьма приблизительном представлении о царящей в мире и в моей родной стране экономической несправедливости, эти аяты полны для меня особого смысла.

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом».  (Коран, 3:92)

Наш долг как верующих – активно бороться с этой несправедливостью, ведущей к бедности  и страданиям, и проявлять доброту и великодушие. Именно с таким намерением я уже два года участвую в движении «Попробуй жить ниже уровня бедности», стараясь потреблять не больше еды, чем миллионы людей во всем мире, всего на полтора доллара в день.

Вместе с единомышленниками я делилась своим опытом в блогах и соцсетях, и это вызывало порой совершенно удивительную реакцию. Мало того, что многие мусульмане проявляли полную неосведомленность о различных проявлениях социальной и экономической несправедливости, они еще демонстрировали  довольно жестокое отношение к бедности.

И если бы не обязанность выплачивать закят, многие из нас, боюсь, вовсе ничего бы не давали. Быть может, мы недостаточно часто читаем Коран, иначе как мы могли бы пропустить содержащиеся в нем указания?

Размещенные в интернете фотографии наших скудных трапез, и рассказы о том, как мало сил они придают,  вызывали скромный поток пожертвований.  Вместе с тем появлялось и множество легкомысленных, обидных и просто отвратительных комментариев.

«Если планировать правильно, жить на 1,5 доллара в день не так сложно. Я вполне мог бы прожить»,  – такова была самая распространенная реакция.

Не думаю, что эти люди пробовали подкрепить свои слова действиями, иначе они скоро убедились бы в собственной неправоте.

Некоторые мусульмане, чтобы оправдать свое нежелание помогать  бедным, приводят следующий хадис: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучше работать – хотя бы просто собрать дров и продать – чем просить милостыню. Люди бедны, потому что они ленивы».

Лень – это распространенный миф, которым пытаются объяснить причины бедности. На самом деле, подавляющее большинство людей, живущих в бедности, это женщины и дети. Женщины в слаборазвитых  и во многих мусульманских странах воспитываются с убеждением, что работать ради дохода – не их дело, поскольку их должны содержать мужчины.

Женщины остаются неграмотными, и часто вынуждены заниматься изнурительным домашним трудом. Причем чем беднее семья, тем труднее работа: носить воду, собирать дрова, ухаживать за скотиной и огородом, стирать в реке  и так далее.

Мы, мусульмане, любим хвалиться правом  женщины на материальную поддержку, и в то же время не желаем замечать, как много женщин лишены этой поддержки. И вдобавок еще называем их «ленивыми»!

Собранные в результате «голодной» кампании деньги мы перечислили в Мусульманское агентство развивающего образования. Его исполнительный директор Сара Джавайд много лет  пытается развеять поддерживаемый самими мусульманами миф о причинах бедности.

«Проблема в том, что этот  хадис о сбор дров, как и многое другое, люди прочитывают упрощенно, в черно-белом свете. Принцип в том, что лучше работать, чем просить, и это важно с исламской точки зрения на достоинство человека, на  его права и обязанности по отношению к самому себе, своей семье и обществу»,  – говорит она.

Но для того, чтобы это стало возможно, мы должны создать такое общество, где каждый способен работать и иметь средства к существованию. Это означает, что должно быть достаточно рабочих мест, удобного жилья, сильная структура семьи, способная поддержать в трудный момент,  хорошая система образования. А  главное – равенство и доступность всего этого.

Даже в таких богатых странах, как Великобритания и США, социальных благ на всех не хватает, потому что нет равенства. Пока мы не достигнем здорового общества, у нас  всегда будут нищие.  Мусульмане в этой связи должны: а) добиваться  изменения системы таким образом, чтобы никому не приходилось просить милостыню, и б) сокращать существующий  разрыв своим  состраданием к бедным и нуждающимся, удовлетворяя их основные потребности,  такие как еда.

Еще одно оправдание, которое приходилось слышать от мусульман, не желающих помогать другим: «А почему родные не заботятся о них? Наверное, это плохие люди, раз семья их бросила».

Говорится это обычно в адрес тех женщин, почти всегда с детьми, которые просят помощи или обращаются в благотворительные организации.

Как можно считать «плохим» человека, которого постигли страдания, и даже не задумываться, что возможно, как раз семья и виновата в его страданиях. Мы считаем естественным, что все должны заботиться о своих родственниках, но многие люди уверены, что это обязанность государственной системы социального обеспечения. Между тем далеко не у каждого хватит сил и терпения, чтобы пробиться через бюрократические препоны.

А какое может быть оправдание того, что дети живут и умирают в нищете? Каждые несколько секунд то в мире от бедности умирает ребенок.

Единственный ответ (или отговорка), который можно услышать на это вопрос – это предопределение Аллаха: «Это лучше для них, чем многое из того, что нам приходится выстрадать в этом мире».

Действительно, если бы мы только лучшее знали свою религию, мы бы поняли, что наше сытое благополучие – вовсе не благо, как думают многие. Скорее, это тяжелое бремя, своего рода  фитна – иметь так много материальных благ, наслаждаться этой мирской жизнью, забывая при этом, что наша истинная цель состоит в поклонении Аллаху и следовании Его заповедям, включая заботу о страдающих и обездоленных.

Брук Бенуа, редактор журнала «Sisters».

Поделиться:

12 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх