Поколение Z: другое образование

Технологии у них в крови. На философское и социальное мировоззрение этого поколения оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий. Их заставили учиться по старым индустриальным моделям, и это стало огромным упущением. К родившимся в начале 1990-х и в 2000-х нужен особый подход в плане образования, и Александра Левит, автор бестселлеров на тему бизнеса и карьеры, бизнес-тренер и журналист, выделила два основных направления в образовании для Поколения Z.

Их мозги работают по-другому

Моему сыну 7 лет и он посещает государственную школу в Оук-Парк, штат Иллинойс. Он опережает по программе многих своих одноклассников, поэтому имеет доступ к специализированной учебной программе в сети Интернет. Он использует мобильное устройство, чтобы состязаться в математических играх с детьми со всего мира. Большая часть его домашней работы включает в себя выбор интересной для него темы, самостоятельного исследования этого материала, а затем презентация и обсуждение в классе.

Уже сегодня можно предположить, как мой сын будет учиться в университете. Предсказать изменения, которые произойдут в ближайшие 10-15 лет, не так уж трудно. На сегодняшний день популярность в обучении набирают два основных направления – онлайн-обучение и профессиональная подготовка.

Онлайн-обучение

В последние годы мы стали свидетелями роста массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Это одна из самых прогрессивных форм дистанционного обучения, которая активно развивается в мировом образовании. Неограниченное число слушателей со всего мира могут подключиться к курсам в режиме онлайн, чаще всего абсолютно бесплатно. Студенты смотрят видеоуроки, читают материалы по темам, делают домашнее задание – и все это находится в открытом доступе.  В качестве дополнений к традиционным материалам используются интерактивные форумы пользователей, которые нацелены на общение студентов и преподавателей. Современная технология, однако, требует некоторых доработок.

“МООК пока не работает в должной степени хорошо, потому что не интригует, не захватывает студентов, – говорит Эрика Орандж, вице-президент Нью-Йоркской компании по бизнес-консультированию и член Консультативного совета по карьерным вопросам университета Деври. Она считает, что эта система дистанционного образования предъявляет очень высокие требования к уровню мотивации и ответственности учащихся. Люди слушают лекции, делают задания и не получают обратной связи, не видят своих результатов. Поэтому наблюдается высокий процент не завершивших курсы. В среднем в ведущих университетах окончивших курс МООК не более 10% поступивших.

Следующее поколение МООК будет ориентировано на полное чувственное погружение в тему. Курсы смогут одновременно воздействовать на человека посредством нескольких каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Студенты погрузятся в виртуальную реальность и окажутся в изучаемом мире. Вместо того, чтобы запоминать факты о гражданской войне, они будут сражаться на поле боя.

Новые способы онлайн-обучения будут более эффективно обслуживать Поколение Z – родившихся после середины 1990-х годов.

«Самых первых детей Цифрового века учили согласно старой индустриальной модели школы, и мы видим, к каким проблемам это привело”, говорит Оранж. “Нужно перестраивать систему обучения, потому что их мозг работает по-другому. Поколение Z лучше усваивает информацию, если получает ее из разных источников”.

Профессиональная подготовка

В жизни важны навыки, а не оценки. «5-ка» за экзамен в университете не гарантирует знание дела на работе.  И через 10 лет доказательством успешного освоения материала станут именно навыки, а не оценки. Краеугольным камнем новой системы образования станет профессиональная подготовка. Уже в школе и в университете студенты овладеют умениями, навыками и компетенциями, которые необходимы для профессиональной деятельности. Зубрежке ради успешной сдачи учебной дисциплины придет конец.

На Западе уже есть примеры успешных программ профессиональной подготовки детей и подростков. Функционируют учебные лагеря по программированию, которые быстро отслеживают молодых и талантливых разработчиков программного обеспечения. Популярны и более долгосрочные программы –  в шестилетней профессионально-технической школе IBM студенты приобретают основные навыки в сфере науки, технологий, инженерного дела и математики.  При завершении обучения успешные выпускники получают должность младшего специалиста и продолжают свой карьерный путь в компании IBM.

В талантливых специалистах заинтересованы все – и компании, и государство, и бизнесмены. Поэтому венчурные инвесторы, которые вкладывают свои средства порой в совершенно рисковые затеи с целью получить баснословный доход,  тоже принимают участие в подобных программах. Они помогают начинающим разработчикам и советом, и словом, и деньгами, потому что верят в успех взрывных бизнес-идей.

Соучредитель популярной платежной системы Paypal и предприниматель Питер Тиль шагает на передовой подобных бизнес-инкубаторов. В 2010 он основал компанию, которая выдает $100,000 двадцати молодым людям до 20 лет, чтобы стимулировать их начать собственное дело. Помимо этого, Тиль предоставляет гранты за передовые и инновационные научные исследования.

Если вы поговорите с молодыми людьми Поколения Z, вы заметите, что они поступают в университет не столько за знаниями и навыками, сколько за связями и социальными льготами. Большинство из них знают, чего хотят и знают, как они планируют этого добиться.

Говорят, что история повторяется. И я не удивлюсь, если мой сын начнет работать в 16 лет. Как его дедушка и прадедушка почти век назад.

Александра Левит, Time

Фото: Майкл Хиршн

 

Поделиться:

09 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх