Почему за последние 10 лет американские мусульмане стали счастливее?
С 2010 по 2014 год я работал Старшим советником Министерства иностранных дел США. В мои обязанности входило взаимодействие с молодыми мусульманскими сообществами по всему миру. Где бы я ни был, постоянно сталкивался с искренним беспокойством по поводу нелегкой жизни мусульман в Америке
«Как вы справляетесь с враждебностью со стороны остальных американцев после событий 11 сентября?» – это был самый популярный вопрос, и слышать его от жителей куда более нетолерантной Европы было как минимум странно. Но тогда я подумал, что если бы формировал свои представления исходя из того, что слышу и вижу в новостях, то думал бы так же.
К великому удивлению многих, отношение к мусульманам в Америке было относительно стабильное после тех трагических событий. Если враждебность и была, она не выходила за пределы онлайн-пространства. Однако в последнее время в американском обществе наблюдается некое волнение, но и это результат воздействия совершенно внешних факторов: выступлений иностранных анти-мусульманских провокаторов как Аян Хирси Али, Герт Вилдерс и др., а также преступлений ИГИЛ.
Парадоксально, но американское мусульманское сообщество сейчас в лучшей «форме», чем когда-либо. Мусульмане Америки в большей мере интегрировались в местное общество, стали богаче, счастливее, образованнее и увереннее в своей идентичности. Накануне 11 сентября 2001 года во всей Америке существовало 1200 мечетей. Сегодня их число удвоилось и составило 2500. И это число отнюдь не результат иммиграций, просто американские мусульмане решили «поднажать», активизироваться, признать свою идентичность, а не сбегать от нее. Если бы в 2001 году мне кто-то сказал, что через десять лет мусульмане будут восседать в Конгрессе, вести передачи на популярных телеканалах (как Фариид Закария из CNNи Аазиф Мандви На Дневном шоу), я бы ни за что не поверил. И это все произошло несмотря на две войны США со странами с преимущественно мусульманским населением.
Но почему даже эти события не помешали развитию американского мусульманского сообщества? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что же делает американское мусульманское сообщество уникальным.
Во-первых, мусульманское общество Америки остается самым этнически и экономически разнообразным обществом мира. В сравнение идет лишь состав паломников в Мекку. Эта особенность позволяет американскому обществу обосновываться не на кровном, расовом, этническом родстве, а на родстве идеологическом, ценностном.
Что это за ценности? Мусульманское сообщество Америки достигло своей зрелости не так давно и росло оно вместе с американским обществом, начиная с Эры гражданских свобод, завершая сегодняшним Цифровым веком. Добавьте к этому тот факт, что половина сегодняшнего пятимиллионного мусульманского населения Америки родилась и выросла в этой стране, и картинка станет яснее.
Мусульманское общество Америки уверено в своих правах и готово за них бороться, ощущая себя преемниками правозащитников 20 века. Они достаточно хорошо реализуют себя в работе, и в то же время выражают свои ценности, предоставляя общественные некоммерческие услуги. Так, в Америке функционирует более 50 бесплатных клиник, управляемых мусульманами (при этом клиентами этих учреждений является огромное количество немусульман). В то же время мусульманское общество Америки выбрало наилучший подход к религии, который отлично перекликается с американской идеологией. Здесь задаются серьезные вопросы о расе и поле, оспаривается статус кво, который препятствует социальному и культурному прогрессу, а традиция исламской учености находится в балансе с высшим американским образованием.
И если кто-то считает, что с исламом «что-то не так», ему достаточно взглянуть на мусульманские диаспоры в Америке, которые полностью реализуют свой экономический, культурный, духовный и политический потенциал. Мусульмане Америки выиграли от того, что находились под политическим и культурным «зонтом», и таким образом показали, каков может быть потенциал у веры.
Шахед Аманулла, Patheos