Почему я учу эволюции мусульманских студентов
“Научить студентов аргументировано оспаривать идеи – важно и значимо для создания поколения размышляющих мусульманских ученых”, – говорит Рана Даджани, профессор молекулярной биологии Хашимитского университета в Эз-Зарка, Иордания, и приглашенный лектор Института Фарадея при Кембриджском университете, Великобритания.
Каково отношение между религией и наукой? Если задать этот вопрос современному человеку, то, скорее всего, последует быстрый и решительный отрицательный ответ. Скепсис относительно науки, в частности, относительно теории эволюции, есть и в мусульманских обществах.
Я преподаю эволюцию в университете Иордании. Поначалу почти все студенты настроены к дисциплине враждебно. Их школьные учителя, похоже, сыгнорировали этот предмет. К концу курса, тем не менее, большинство студентов уже готовы обсуждать теорию эволюции. Если мусульманские студенты могут оспаривать идеи, касающиеся такой основополагающей академической темы, то значит, они смогут подойти и к другим аспектам будущей жизни с любопытством, предпочтя задавать вопросы, чем слепо принимать факты как данность. Такой подход сыграет важную роль в развитии их личности.
Мои студенты обычно шокированы тем, что я ношу хиджаб, являюсь практикующей мусульманкой и одновременно рассказываю им об эволюции как механизме появления огромного количества различных видов животных и растений. Они поражаются тому, что я ссылаюсь на Чарльза Дарвина как ученого, который способствовал нашему пониманию возникновения и развития жизни на Земле. Я уверена, что для них я первая мусульманка, которая говорит такие вещи.
Некоторые студенты даже обращались к руководству университета с жалобой, что я настраиваю их против Ислама. Но они были вполне удовлетворены моим ответом, что я не преподаю ничего сверх того, что написано в учебниках, одобренных самим университетом. Что касается «недовольных студентов», я похвалила их за отвагу – они защищали то, во что верят, и предложила обсудить их опасения.
Во время лекций я подробно объясняю суть и алгоритм естественной эволюции растений и искусственного разведения. Мы обсуждаем устойчивость к антибиотикам, вакцины против гриппа и разработку препаратов против ВИЧ-инфекции. После этих обсуждений, большинство студентов готовы принять эволюцию как механизм возникновения всех видов, кроме человека. Многие цитируют Коран, в котором сказано, что Адам – и все люди – были созданы сразу. Обсуждение эволюции человека остается табу, потому что студенты не готовы отказаться от концепции, что люди были созданы по-другому. Я напоминаю им, что мусульмане должны остерегаться высокомерия, и что все люди являются лишь частью всего сотворенного.
Как преподавателям, перед нами стоит сложная задача – научить студентов размышлять.
Мусульманские ученые, такие как Хусейн аль-Джисра и Ахмед Медхат в 1880 году поддержали теорию эволюции. Еще задолго до Дарвина, аж в 9-м веке, ученый аль-Джахиз и другие выдвинули простейшие эволюционные теории. Я говорю о том, что, очевидно, споры об эволюции и исламе возникли лишь в ХХ веке, когда идеи Дарвина стали ассоциироваться с колониализмом, империализмом, Западом, атеизмом, материализмом и расизмом. Мусульманские религиозные деятели постепенно выступили против эволюции, которая была принята общественностью. Ученые использовали христианские аргументы креационистов, чтобы поддержать их позицию, передавая западную войну между наукой и религией – исламу.
Некоторые мои студенты утверждают, что принимать эволюция означает отрицать существование Бога. Я отвечают, что эволюция не обсуждает происхождение Вселенной. Никто еще не понимает это Начало. Для меня Началом всего был и есть Бог. А после Начала Вселенная развивалась… И правила логики и науки могут понять, как это происходило.
Согласно моему опыту, многие мусульманские ученые согласны с этой позицией, но не говорят об этом публично, потому что боятся быть помеченными как «возмутители спокойствия». Некоторые религиозные ученые считают, что этот подход нужно вводить в сознание людей постепенно, чтобы не столкнуться с враждебным отношением.
Я, как мусульманский ученый, считаю, что Коран призывает людей к знаниям, к наблюдению и созерцанию мира, а не к преследованию стремлений к научным изысканиям. Наука позволяет нам задавать вопросы и познавать устройство мира, а Коран учит делать это согласно моральным принципам. Если возникает противоречие между научным выводом и толкованиями Корана, то мы можем обратиться как к самой науке (которая развивается) и к толкованиям Корана (обращаясь к различным толкованиям, поскольку они могут быть разными). Это длительный процесс, но в этом есть смысл.
Принимает или не принимает студент теорию эволюции – неважно, я не ставлю за это оценок. Как педагог, я хочу помочь студенту стать независимым мыслителем. Не хотелось бы, чтобы слушатель написал в своем экзаменационном задании, что он принимает теорию эволюции, чтобы просто сдать экзамен. Я требую, чтобы они аргументировали свое мнение, даже если этот вывод отвергает эволюцию человека.
Моя цель – научить студента критически размышлять, оценивать окружающий мир и иметь собственное обоснованное мнение, гипотезу и теорию, а не копировать в этом других. Это требует совершенно нового типа мышления, стремления к знаниям. А ведь это и является одним из основных принципов ислама. Если мы добьемся успеха в этом начинании, то сможем способствовать созданию целого поколения мусульманских ученых.
Nature