Отмена уроков как главный урок ХХI века

Школа без классов, без уроков, без деления детей по возрастам – это безумие или школа будущего? Салман Хан не только взорвал классические догмы образования, но и создал свою уникальную концепцию обучения.

 Его имя знакомо всему миру благодаря инновационным подходам к образованию. А еще он создал самый популярный образовательный проект десятилетия – Академия Хана.

Khan Academy началась совершенно неожиданно – с простых видеоуроков по математике, которые аналитик хедж-фонда Салман Хан создал для своей двенадцатилетней племянницы и её друзей. Но случилось чудо – эти выложенные в Интернет видео превратились в самый посещаемый онлайн-университет, объединивший миллионы детей и взрослых во всём мире. Кстати, именно по этим видеоурокам Билл Гейтс помогал своим детям решать задачи по математике, – это, видимо, и сыграло свою роль в просто фантастическом успехе Академии.

Недавно Салман Хан выпустил в свет книгу «Весь мир — школа. Преобразованное образование». ( Её, кстати, можно приобрести в России: русскоязычное издание подготовлено издательством «Классика-XXI»). В книге Хан рассказал, почему классно-урочная система — это позапрошлый век.

Порой школа – палач талантов?

Проанализировав сложившуюся ситуацию в сфере мирового образования, Хан сделал неутешительный вывод: сотни исследований просто толкут воду в ступе: получаемые результаты не задают новые векторы развития образования. Так, он пишет в своей книге:

«Взять, к примеру, доказанный различными исследованиями факт, что сосредоточенность в восприятии информации достигает пика через 15 минут — почему никуда не исчезают длинные двухчасовые лекции в колледжах и университетах? Или успешно реализованная Карлтоном Уошберном в 1920-е годы концепция полного усвоения материала, которая показала, что все дети способны справиться с любой темой, только им для этого нужно разное время. Все люди учатся в своём темпе, но разве может быть это учтено в устоявшейся классно-урочной системе?»

Он уверен, что система образования не учитывает даже доводы такой науки, как биология. Нейробиологи доказали,

что активное обучение создаёт более устойчивые нейронные связи, чем пассивное. Почему же в нынешних школах так много времени занимает пассивное восприятие информации учениками?

Салман Хан уверен, что современные технологии позволяют реализовать в образовании все лучшие принципы, до которых, на самом деле, люди додумались давно, но закостенелая педагогика не хочет брать их на вооружение.

И успехи Академии Хан ее основаны на современной системе подачи знаний. «Моя философия образования была вполне прямолинейной и сугубо личной. Мне хотелось учить так, как бы я хотел, чтобы учили меня. Мне хотелось передать другим радость познания, тот трепет, который возникает, когда начинаешь познавать тайны Вселенной», – пишет Салман.

 А ларчик просто открывался…

 Главный вопрос Хана, который отбросил старую систему образования – прост: ЗАЧЕМ?

Зачем нужны домашние задания?

Зачем нужны экзамены?

Зачем дети уходят летом на каникулы?

Зачем существует возрастное деление на классы?

Зачем всё многообразие человеческого знания поделено на предметы, связь между которыми детям уловить сложно?

Только поняв все эти «зачем», можно построить более эффективную модель образования будущего.

По Хану, обучение нужно строить по следующим принципам:

– Каждый учится в своём темпе.

– Изложение материала учителем не занимает более 15 минут.

– Обучение всегда активно.

Не нужно разделений по возрасту и способностям. Любому ребенку есть, чему поучиться у другого. От взаимодействия выигрывают все.

В школе будущего, в которой нет деления на классы, три-четыре учителя могут одновременно работать учениками. Работа в команде поможет решить проблему переутомления. Учителя, как это происходит в других профессиях, получат возможность наблюдать со стороны и учиться друг у друга: новички наберутся опыта, а опытные будут черпать энергию и свежие идеи у молодых.

Идеальный класс в новой системе образования выглядит как огромное творческое пространство, где каждая группа занята своим делом. При этом только пятая часть школьного расписания отведена на занятия – просмотр лекций, выполнение заданий за компьютерами, остальное время занято игровым обучением, работой над индивидуальными и групповыми проектами, рисованием, музыкой — чем угодно, что позволяет личности развиваться.

 Время выберет нас? Или время выберем мы?

Большинство людей считает, что идеи Хана никогда не воплотятся в системе массового образования. Но Салман Хан уже создал образовательный проект, получивший признание в сотнях стран. Реализовывая свои, на первый взгляд, немного сумашедшие идеи, он рассчитывает не на департаменты образования, и министерства просвещения, а на конечных потребителей образовательных услуг — детей и взрослых. То есть – на нас.

Поделиться:

29 Июн. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх