Отчего «мозги пухнут»

Жалобы студентов, что «от учебы мозги пухнут», могут быть не лишены оснований. Шведские ученые утверждают, что объем мозга действительно увеличивается при изучении иностранных языков. И хотя неясно, чем это грозит в долгосрочной перспективе, исследователи считают полученные результаты «многообещающими».
За происходящими во время учебы умственными процессами они наблюдали с помощью спектрального сканера, магнитно-резонансной томографии (МРТ) и электроэнцефалографии.
Эксперимент, кстати, проводили на новобранцах, которых заставили интенсивно учить, на выбор, арабский, русский или распространенный в Афганистане язык дари. Тем временем контрольная группа их сверстников – с медицинского и психологического факультетов – не менее активно занималась не относящимися к лингвистике науками.
МРТ-исследования показали, что определенные части мозга у тех, кто изучал «язык врага», увеличились в размерах, а у контрольной группы остались без изменений.
Кроме того, медицинские приборы позволили понять, что происходит у нас в мозгу, когда мы слушаем, пытаемся понять или воспроизвести иностранную речь. На экране отчетливо видно, какие части мозга задействованы при выполнении различных языковых задач.
Полученным знаниям тут же нашлось практическое применение – с их помощью было разработано программное обеспечение, помогающее носителям японского языка понять разницу между звуками «р» и «л».
Взрослые японцы просто не в состоянии ее услышать, поскольку в их родном языке вовсе нет «л» (оригами, харакири). На любой из этих двух звуков у них «откликается» одна и та же часть мозга, и они совершенно не чувствуют различий между «рис» и «лис», «рот» и «лот»
Чтобы научить японца правильному пониманию и произношению, нужно, выражаясь техническим языком, немного «перепаять схему» его мозга.
Компьютерная программа до крайности усиливает все неразличимые «невооруженным ухом» особенности звуков, всего за три 20-минутных занятия ломая казавшийся непреодолимым барьер.
Подобная программа очень пригодится и русскоязычным студентам, например, при изучении английских межзубных звуков, или различных, но таких похожих арабских «х» и… «х».
А увидеть вживую , как двигаются язык, губы и нижняя челюсть, позволит ультразвуковая диагностика. Подобные картинки – горло и нос в разрезе – очень любили рисовать авторы советских учебников, «наглядно» объясняя тонкости иностранного произношения.
Конечно, это не значит, что ультразвуковые аппараты появятся в классах и аудиториях, но программисты уже занялись разработкой новых учебных приложений.