Обучение детей надо начинать с родителей
Как бы ни старались учителя передать знания нашим детям, без родительской помощи им не обойтись. Ведь именно в семье закладываются основы будущей личности, и никакие развивающие центры ее не заменят. О том, к чему приводит перекладывание родительской ответственности на школу, свидетельствует опыт африканских стран.
Традиционно под развитием образования в Африке понимается строительство школ и подготовка учителей. Во многих странах континента достигнуты значительные успехи, но этого далеко не достаточно: необходимо от количества переходить к качеству, считает экономист из Университета Оклахомы Муса Блимпо.
«В последние 20 лет мы наблюдаем рост доступа к образованию. Повсюду об этом говорят, и действительно, гораздо больше детей, чем раньше, теперь ходят в школу. Но не факт, что они там учатся, и результаты этого обучения чрезвычайно слабые», – отмечает он.
Доступ к знаниям необходимо дополнять дошкольными программами, разъяснительной работой с родителями и конкретными стимулами для учащихся, считает ученый.
Возможностям повышения эффективности образовательной системы было посвящено исследование, проведенное им в Гамбии и Бенине. Цель при этом преследовалась довольно практическая – выяснить экономическую эффективность инвестиций в раннее развитие.
И хотя первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для будущих социальных и образовательных успехов, дошкольное обучение – далеко не единственный фактор.
«Образование – это не только то, что происходит в классе. Не менее важна обстановка дома, в семье», – говорит Муса Блимпо.
В сельских районах родители зачастую возлагают на своих детей огромные надежды.
«Многие мечтают, чтобы их чада стали министрами, или хотя бы врачами и медсестрами. Но они просто не знают, как поддержать ребенка, потому что сами не имеют образования», – считает исследователь.
Поэтому в Гамбии он попытался работать не только с детьми, но и с взрослыми.
«Нужно идти в деревни и информировать родителей об имеющихся у них возможностях, о том, как нужно поощрять ребенка к упорным занятиям в школе. Такой подход мы стараемся сейчас внедрять», – делится планами ученый-экономист.
Многие дети такой поддержки в семье лишены, хотя крайне нуждаются в дополнительных стимулах повышения успеваемости. Муса Блимпо заметил это, еще проводя свое социально-экономическое исследование в Бенине.
«Я старался найти детям дополнительные стимулы, пусть даже самые простейшие. Например, говорил: «Если в конце года оценки будут хорошие, получишь подарок». И на контрольных у той группы, которой была обещана награда, положительных оценок оказалось на 11 процентов больше», – делится он своими открытиями.
При этом конкретные стимулы приносят гораздо лучшие результаты, чем «туманные» объяснения, что ходить в школу нужно, чтобы получить в 20 лет хорошую работу. Особенно заметно это в неблагополучных или малообеспеченных семьях, в которых дети не получают достаточного внимания.
Новое исследование способно радикально изменить продуктивность образовательных программ на Африканском континенте. Однако если не создавать рабочих мест, ситуация в целом не улучшится, и даже самые лучшие из учеников столкнутся со старыми проблемами, отмечает экономист из Университета Оклахомы.
«Весь тот рост и преобразования, о которых говорилось последние 20 лет, окажутся под вопросом, потому что множество людей получают образование – у них есть диплом бакалавра или магистра – но не имеют соответствующих рабочих мест. И это должно стать следующей задачей», – подчеркивает он.
www.kgou.org