Образование ведущее в никуда

Несмотря на политические и социальные потрясения последних лет, Ливия по-прежнему может похвастаться высоким уровнем женского образования, особенно по сравнению с соседними странами. Но наличие диплома вовсе не гарантирует равные шансы на трудоустройство, доступ к руководящим должностям, и зарплату как у коллег-мужчин.

По данным Международного фонда избирательных систем, выпускниц вузов в стране больше, чем выпускников. Но с трудностями они сталкиваются сразу по окончании университета: лишь 43% женщин удается официально устроиться на работу.

«Дело не в образовании, а в том,  что наступает после. Происходит резкое сокращение женской занятости, многие  не учитываются как работающее население», – говорит врач Аля Мурабит, основатель организации «Голос ливийских женщин».

«Большинство выбирают домашний бизнес, позволяющий заниматься семьей –например, готовят сладости или шьют одежду. Официально это работой не считается, и получается, что они не участвуют в ливийской экономике», – объясняет Аля Мурабит.

Согласно последним статистическим данным, только 20 процентов женщин в Ливии принимают участие в какой-либо общественной или политической деятельности.

Даже из тех, кто все-таки устраивается на работу, 73 процента выбирают «традиционно женские профессии».

«Большинство женщин становятся врачами или учителями. И, конечно, не так много женщин-политиков», – отмечает Хикмет Кмиши, координатор ассоциации «Женщины за демократические преобразования».

Виноват в этом, прежде всего, культурный фактор, уверена она.

«Женщины обычно не участвуют в публичной сфере, и хотя их принимают на работу, они редко занимают ответственные посты.  Дело в менталитете, люди до сих пор думают, что женщины на многое не способны», –  заявила активист «Аль-Джазире».

Влияние традиций отмечает не она одна. Асия Амри работает в Aramex – возглавляет филиал  западной транспортной компании в Триполи. Она выросла и получила образование в США, а в Ливию приехала в июне 2012 года вместе с отцом – диссидентом, выступавшим против режима Каддафи.

«Под моим началом одни мужчины. Сначала, я думаю, они были удивлены, что ими управляет женщина, но в конце концов смирились», – говорит она.

А вот с клиентами порой бывают недоразумения.

«Зачастую, когда возникают какие-то проблемы, они требуют поговорить с менеджером. Им и в голову не приходит, что я и есть  менеджер, и сказать им об этом доставляет огромное удовольствие», – признается Асия Амри.

Но времена меняются, и ливийские женщины достаточно амбициозны, чтобы преодолеть устаревшие традиции, уверена она.

Участию женщин в бизнесе и в политике мешает, в первую очередь, отсутствие безопасности в стране, считает Нур аль-Худа Глиса, менеджер по коммуникациям организации Creative International Associates, занимающейся просвещением избирателей и повышением гражданской активности.

«Женщины, идущие в политику или на руководящие посты,  сталкиваются с гораздо более серьезными проблемами безопасности, чем мужчины. Это ставит их в невероятно сложное положение», – отмечает она.

Кроме того, нынешний политический кризис ограничил свободу передвижения женщин по всей стране, и многие предпочитают работу поближе к дому корпоративным вакансиям в городах.

«Столько выпускниц университетов становятся учителями вовсе не потому, что чувствуют к этому особое призвание. Просто школы есть везде, и они легко доступны», – говорит глава «Голоса ливийских женщин» Аля Мурабит.

По ее словам, эта проблема  легко может быть решена, если ливийское правительство начнет вкладывать средства в безопасный общественный транспорт, и создавать рабочие места в провинции. А главное, если больше женщин станут участвовать в работе парламента страны.

Большие надежды активистки возлагают на новую конституцию, проект  которой будет опубликован в декабре.

«Я очень надеюсь, что она отвечает нашим ожиданиям.  А если нет, я уверена, ливийские женщины не будут молчать об этом», – заявляет Нур аль-Худа Глиса.

Поделиться:

28 Ноя. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх