Нужны ли конфессиональные детские сады?

Зачастую мы сами создаем некие представления, которые остаются незыблемыми, пока мы… не узнаём истину. Я опросила своих друзей, – как они представляют себе мусульманский детский сад? Ответы были удивительными, но вполне предсказуемыми – вместо сказок читают Коран, обучают намазу, халяльное меню и все в хиджабах. Это и стало поводом пойти в такой детский сад и увидеть всё своими глазами.

– Год назад, рядом с мусульманской общиной «Милость» освободилось помещение, и Марат-хазрат сразу же занялся организацией сада. Пригласили меня в качестве заведующей, секретаря, воспитателя в одном лице, – рассказывает Динара Хусяинова. – Начали делать ремонт, закупать матрасы, постель, бытовую технику. Официальный первый день работы детского сада «Пчелка» – 3 июня 2013 года. Прекрасно помню этот день. Мы провели рекламную кампанию на нескольких сайтах, в социальных сетях. Сидим, ждём, волнуемся. Но…никто не пришёл.

Понятно почему? Ответы я уже знала – мой опрос среди подруг показал, что слово «мусульманский» не прибавляет популярности детскому заведению. А еще многие мамы хотят, чтобы их ребенок с детства приучался жить в немусульманской среде.

Рекламные и концептуальные ошибки поняли сразу. И начали работать. И теперь садик полон детьми всех цветов. Настоящая детская планета. Воспитатель Аида-ханум показывает мне комнату и просто говорит: «Здесь мы рисуем». Понимаете, не пафосно произносит: «Здесь у нас проходит процесс художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения». А – здесь МЫ рисуем. Мне нравится эта простота и это местоимение – МЫ. Значит они – вместе.

Разный возраст детей. Сначала это была вынужденная мера. Детей мало – на группы не разобьешь. Но, оказалось, что – никак не мешает. Сначала проводятся совместные занятия, после чего младшие идут играть, а старшие занимаются подготовкой к школе.

В целом садик рассчитан на 19 детей, пока набралась группа из 12. Возраст детей от 2 лет. Методиста нет, однако плановые занятия и распорядок дня никто не отменял. Уже в 9 утра начинается ритмика, после завтрака проходит окружающий мир, лепка, рисование, а 3 раза в неделю – основы ислама. Здесь дети разбираются в вероубеждении, затрагивают вопросы акыды, фикха, изучают Коран. Бывают дни свободных тем. Воспитатели садятся, и дети задают любые вопросы, которые им интересны.

Таким образом, ребенок развивается, готовится к школе, психологически перестраивает себя (выход из семьи в социум), осознает, что такое режим и кто такой педагог. Помимо этого дается воспитание, основы религиозного знания и правильное их толкование.

Как все это делается?

В Европе практикуется переписывание учебников по дошкольной педагогике в сторону мусульманского уклона. В России пока об этом можно только мечтать. Мы медленно, но упорно идем к цели путем проб и ошибок; путем эксперимента и импровизации.

– Учебники по дошкольному воспитанию, честно, не брала; все идет изнутри. В идеале, да, нужно читать, углубляться. Но ведь у нас – полудомашняя обстановка. Дети ощущают себя не как в садике, а как дома, – комментирует Динара. – Я сама мать двоих детей. Сейчас поступила в МПГУ, там нас тоже учат правильному общению с детьми, но все же большую роль играет собственный опыт. И плюс общая программа по стандарту. Аида-ханум очень хорошо знает эту систему. Ведь у нас в приоритете всестороннее развитие. В нашем саду есть и воспитание, и обучение, чтобы ребенок выходил не пустой. Не только со знанием 3 сур, не только со знанием шахады. Это основа, но ребенок должен дальше развиваться. Мы живем в современном мире. Мы живем в мегаполисе, где образование играет большую роль. Ребенок должен быть образованным. И уметь читать, считать, знать животных, цвета, рисовать, лепить. Чтобы он пришел в школу и не просто глазками  хлопал, а сидел и занимался наравне с теми детьми, которые прошли обычные детские сады. Нельзя ребенка отгородить от всего мира из-за того, что вокруг харам. Но основа воспитания находится в семье. Ребенок слышит, о чем говорят родители, как они себя ведут.

– Я так понимаю, что вы учитесь у детей не меньше, чем они у вас? – уточняю я.

– Мы сами как дети, – улыбается Динара. – Дети наши растут, и мы растем и развиваемся. Мы понимаем, где-то, может, ошибки совершаем. Пока у нас все очень скромно – нет больших достижений, нет сотрудничества с другими детскими садами, нет пока участий в олимпиадах. Но только – «пока».

Трудно сказать, когда догоним более развитые страны хотя бы по методической литературе, и по количеству мусульманских детсадов. Много факторов играют роль, в первую очередь материальный фактор – не все могут позволить себе это. Большинство мусульман в мегаполисах приезжие – нужно снимать квартиру, оплачивать жилье, тут уж не до детского сада.

Поэтому стоит брать пример с «Милости». Начать делать по крупицам. У них возникло желание воплотить это. Зная, что это может быть нерентабельно, зная, что расположение не самое удачное.

Главное, показать пример. «Делай как я», – самый убедительный аргумент.

 

Поделиться:

17 Фев. 2014 г.
Ирина Юсупова
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх