Не только любовь. И только любовь
Известно, что коммунисты мечтали создать семью как ячейку коммунистического общества, и даже пытались подбирать супружеские пары так, чтобы улучшить породу людей. Не получились. Ибо семью создает не инструкция парткома, но Любовь. Каждая идеология (вера) имеет свои представления об идеальной семье, о ее функции и задачах. Саид Кутб, египетский писатель и мыслитель, расскажет о принципах и морали построения классической исламской семьи в нашей пятничной рубрике «Слово о морали».
Если семья – это основа общества, а основа семьи – разделение труда между мужем и женой, и воспитание детей является наиболее важной функцией семьи, то такое общество действительно цивилизованное. В исламе этот вид семьи обеспечивает условия, при которых человеческие ценности и нравственность растут и развиваются в новом поколении; эти ценности и нравственность не могут существовать отдельно от семьи.
Если же, с другой стороны, основой общества становятся свободные сексуальные отношения и внебрачные дети, и если отношения между мужчиной и женщиной основаны на вожделении, страстях и порывах, а разделение труда не основывается на семейных обязанностях и естественных способностях; если роль женщин сводится к тому, чтобы быть привлекательными, сексуальными и кокетливыми; если женщина освобождена от своей основной обязанности воспитания детей; если она – по собственной инициативе или в угоду запросам общества – предпочитает стать официанткой, стюардессой или горничной, используя свои способности для добывания материальных благ, а не воспитания людей, потому что материальное производство считается быть более важным, более ценным и более почетным, чем формирование человеческого характера, то такая цивилизация является «отсталой» с общечеловеческой точки зрения, или «джахилийской» по исламской терминологии.
Система семьи и отношения между полами определяют весь характер общества – является ли оно отсталым или цивилизованным, джахилийским или исламским. Те общества, в которых верх берут физические желания и анималистическая мораль, не могут считаться цивилизованными, каких бы успехов они не достигли в промышленности или науке. Это единственная мера, которая непогрешима в оценке истинного человеческого прогресса.
Во всех современных джахилийских обществах значение слова «мораль» ограничено до такой степени, что все те аспекты, которые отличают человека от животного, считаются не входящими в его сферу. В этих обществах незаконные сексуальные отношения, даже гомосексуализм, не считаются аморальными. Смысл этики ограничивается экономическими вопросами, и иногда политикой, которые относятся к категории «государственных интересов».
В джахилийских обществах писатели и журналисты внушают людям, как семейным, так и неженатым, что свободные сексуальные отношения вовсе не аморальны. Безнравственно только, если мужчина использует свою партнершу, или женщина – своего партнера, только для секса, не чувствуя при этом в сердце никакой любви. Плохо, если жена продолжает сохранять целомудрие, хотя ее любовь к мужу исчезла, и как замечательно, если она найдет другого любовника…
С точки зрения человеческого прогресса, все такие общества не цивилизованные, а отсталые.
Линия человеческого прогресса идет вверх, от животных желаний к высшим ценностям. Чтобы сдержать эти животные желания, прогрессивное общество закладывает основы семейной системы, удовлетворяющей желания человеческие, а также позволяющей воспитать будущее поколение таким образом, чтобы оно продолжило человеческую цивилизацию, в которой расцветут в полную силу человеческие качества.
Очевидно, что общество, которое стремится сдерживать животные качества, предоставляя все возможности для развития и совершенствования качеств человеческих, нуждается в надежных гарантиях мира и стабильности в семье, чтобы позволить ей выполнять свою основную задачу и обезопасить от влияния импульсивных страстей.
С другой стороны, если в обществе распространены аморальные учения и примеры безнравственности, а на половые отношения не распространяются нормы морали, то в этом обществе вряд ли найдется место для развития человеческих качеств личности.
Таким образом, только исламские ценности и мораль, исламские учения и оберегающие запреты подходят человечеству, являя собой неизменное и истинное мерило человеческого прогресса; ислам – это настоящая цивилизация, а исламское общество – действительно цивилизованное.
Саид Кутб, египетский писатель и мыслитель, один из идеологов движения «Братья-мусульмане».