Мусульманская семья в антиисламском обществе

Что такое дом для мусульманской семьи? Это место, где ее члены могут спокойно общаться друг с другом, где им приятно быть вместе; где они чувствуют общность убеждений и ценностей, и ведут себя на основе исламских принципов. Это место, где члены семьи чувствуют себя в безопасности, счастливы и добры друг к другу?

Дом не должен превращаться в место, где мы просто спим, едим и  отдыхаем, ведь здесь проходит большая часть нашего совместного времени. Здесь семья вместе  поклоняется Всевышнему, и поэтому основываться он должен на правилах  и указаниях Аллаха.

Передают Ибн Аби ад-Дунья и другие («Сахих аль-Джами»), что Пророк (мир ему) сказал: «Воистину, если Аллах желает семье мира, то поселяет среди них доброту».

В суре «Пчела» говорится: «Аллах сделал для вас дома жилищами». (Коран, 16:80)

Но сейчас, когда мир изменился так  сильно, что  общество из защищающего семью превратилось в семью отрицающее, во многих ли домах мусульман сохраняются эти прекрасные качества? Пора задуматься, до какой степени на нашу жизнь влияет окружающее общество.

Статистические данные,  относящиеся именно к  мусульманским семьям, найти, пожалуй, будет нелегко. Но определенные явления и тенденции в нашей общине указывают, что  и они не защищены от проблем социального и личного характера.

Достаточно вспомнить о явном росте числа разводов среди мусульман, об огромном количестве неполных семей, о разногласиях и конфликтах между супругами, а также о конфликте поколений. Заметно участились проявления депрессии, особенно среди жен, и случаи домашнего насилия, в том числе с участием подростков.

Каковы реальные причины этих проблем, и происходящих в мусульманских семьях изменений?

Не секрет, что в прошлом воспитывать детей было гораздо легче,  потому что само общество поддерживало родительские усилия. Родителей и детей окружали позитивные примеры, СМИ пропагандировали  семейные ценности, а государство было заинтересовано в создании крепких семей. Но за последние тридцать лет положение изменилось коренным образом, и эти перемены оказывают сильнейшее негативное воздействие на наши семьи.

Сегодня многое из того, что мы видим вокруг, направлено на  разрушение  положительных семейных ценностей и принципов. И даже те, кому  религиозные убеждения помогли выстоять и не поддаться этим переменам, как и другие члены общества подвержены негативному влиянию окружающей реальности. В первую очередь оно поражает того, кто слаб в соблюдении своей религии, и кому не хватает мудрости и рассудительности.

Однако нельзя во всем винить лишь времена и нравы: мужья и жены, матери и отцы должны взять на себя ответственность, и защитить  свои семьи от анти-семейного общества. Тот факт, что подобные  проблемы возникают  в мусульманских семьях из всех слоев общества, указывает, что причины их не только внешние.

Когда семья сводится к сосуществованию двух женатых людей, каждый из которых  живет сам по себе, в  доме  исчезает «семейный дух». Когда «я» берет верх над «мы», члены семьи не заботятся о ее будущем и не стремятся быть вместе.

Когда и отец, и мать работают вне дома, по экономическим причинам, а забота о детях перекладывается на воспитателей и учителей, эмоциональные и интеллектуальные потребности этих детей зачастую остаются неудовлетворенными.

Если оба родителя не понимают, что благополучие их семьи должно быть первостепенной заботой, ради ее создания, защиты и укрепления необходимо чем-то жертвовать, семейное здание рухнет.

Если мусульманская семья забывает о важности ислама в создании прочных  основ семейной жизни, если  супруги забывают о тех правах, которые Аллах  дал им друг на друга, их любовь исчезает. Вместо нее появляются злость, раздражение и ссоры.

Когда  мужья и отцы не оставляют времени на семью, чтобы  вместе поговорить, порадоваться и поделиться заботами, а  жены и матери большую часть жизни  проводят на кухне и ухаживая за маленькими детьми,  о прочности и спокойствии не может быть и речи.

За забвение супругами дарованных Аллахом человеческих качеств – терпения, доброты и понимания – расплачивается вся семья.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо вернуться к прочным семейным устоям, и укреплять наши дома, распространяя исламские знания, касающиеся семейной жизни.

Во-первых, нужно хранить в сердцах и умах надежду и уверенность, что  измениться никогда не поздно  – даже если кажется, что наш брак умирает, и никакого выхода нет.  И в то же время следует  что одного желания создать  крепкую семью не достаточно – на благих пожеланиях и намерениях далеко не уедешь.  Необходимо воспитывать в себе  новое мышление, основанное на  исламских нормах и принципах.

Никто не способен понять наши семейные проблемы лучше нас самих, и никто не предложит лучшего решения. Трудности бывают в каждой семье, и лучшее средство справиться с ними – это терпение и способность прощать. Нужно стараться быть терпеливыми, добрыми и спокойными,  и самое главное, понимать  точку зрения супруга.

Только прислушиваясь и понимая друг друга, можно наладить хорошие семейные отношения. Не забывайте, что большинство наших ошибок объясняются  недоразумениями, а вовсе не плохими намерениями.

Мужья и жены должны избегать обсуждения своих личных проблем на людях. Они также должны поддерживать друг друга в подчинении Аллаху, и воспитывать детей в соответствии с исламскими принципами. Отсутствие четких религиозно-нравственных ориентиров принесет ребенку в будущем непоправимый вред.

Чувство безопасности и спокойствия у детей в большой степени зависит от отношений между отцом и матерью.  Поэтому самое большое, что мы можем им дать – это наша любовь и доброта друг к другу. А создавая крепкие семьи, мы сможем изменить и всю мусульманскую умму.

Сахар Касаймах, редактор журнала American Muslim.

Поделиться:

19 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх