Мусульманская семья в антиисламском обществе
Что такое дом для мусульманской семьи? Это место, где ее члены могут спокойно общаться друг с другом, где им приятно быть вместе; где они чувствуют общность убеждений и ценностей, и ведут себя на основе исламских принципов. Это место, где члены семьи чувствуют себя в безопасности, счастливы и добры друг к другу?
Дом не должен превращаться в место, где мы просто спим, едим и отдыхаем, ведь здесь проходит большая часть нашего совместного времени. Здесь семья вместе поклоняется Всевышнему, и поэтому основываться он должен на правилах и указаниях Аллаха.
Передают Ибн Аби ад-Дунья и другие («Сахих аль-Джами»), что Пророк (мир ему) сказал: «Воистину, если Аллах желает семье мира, то поселяет среди них доброту».
В суре «Пчела» говорится: «Аллах сделал для вас дома жилищами». (Коран, 16:80)
Но сейчас, когда мир изменился так сильно, что общество из защищающего семью превратилось в семью отрицающее, во многих ли домах мусульман сохраняются эти прекрасные качества? Пора задуматься, до какой степени на нашу жизнь влияет окружающее общество.
Статистические данные, относящиеся именно к мусульманским семьям, найти, пожалуй, будет нелегко. Но определенные явления и тенденции в нашей общине указывают, что и они не защищены от проблем социального и личного характера.
Достаточно вспомнить о явном росте числа разводов среди мусульман, об огромном количестве неполных семей, о разногласиях и конфликтах между супругами, а также о конфликте поколений. Заметно участились проявления депрессии, особенно среди жен, и случаи домашнего насилия, в том числе с участием подростков.
Каковы реальные причины этих проблем, и происходящих в мусульманских семьях изменений?
Не секрет, что в прошлом воспитывать детей было гораздо легче, потому что само общество поддерживало родительские усилия. Родителей и детей окружали позитивные примеры, СМИ пропагандировали семейные ценности, а государство было заинтересовано в создании крепких семей. Но за последние тридцать лет положение изменилось коренным образом, и эти перемены оказывают сильнейшее негативное воздействие на наши семьи.
Сегодня многое из того, что мы видим вокруг, направлено на разрушение положительных семейных ценностей и принципов. И даже те, кому религиозные убеждения помогли выстоять и не поддаться этим переменам, как и другие члены общества подвержены негативному влиянию окружающей реальности. В первую очередь оно поражает того, кто слаб в соблюдении своей религии, и кому не хватает мудрости и рассудительности.
Однако нельзя во всем винить лишь времена и нравы: мужья и жены, матери и отцы должны взять на себя ответственность, и защитить свои семьи от анти-семейного общества. Тот факт, что подобные проблемы возникают в мусульманских семьях из всех слоев общества, указывает, что причины их не только внешние.
Когда семья сводится к сосуществованию двух женатых людей, каждый из которых живет сам по себе, в доме исчезает «семейный дух». Когда «я» берет верх над «мы», члены семьи не заботятся о ее будущем и не стремятся быть вместе.
Когда и отец, и мать работают вне дома, по экономическим причинам, а забота о детях перекладывается на воспитателей и учителей, эмоциональные и интеллектуальные потребности этих детей зачастую остаются неудовлетворенными.
Если оба родителя не понимают, что благополучие их семьи должно быть первостепенной заботой, ради ее создания, защиты и укрепления необходимо чем-то жертвовать, семейное здание рухнет.
Если мусульманская семья забывает о важности ислама в создании прочных основ семейной жизни, если супруги забывают о тех правах, которые Аллах дал им друг на друга, их любовь исчезает. Вместо нее появляются злость, раздражение и ссоры.
Когда мужья и отцы не оставляют времени на семью, чтобы вместе поговорить, порадоваться и поделиться заботами, а жены и матери большую часть жизни проводят на кухне и ухаживая за маленькими детьми, о прочности и спокойствии не может быть и речи.
За забвение супругами дарованных Аллахом человеческих качеств – терпения, доброты и понимания – расплачивается вся семья.
Чтобы решить эти проблемы, необходимо вернуться к прочным семейным устоям, и укреплять наши дома, распространяя исламские знания, касающиеся семейной жизни.
Во-первых, нужно хранить в сердцах и умах надежду и уверенность, что измениться никогда не поздно – даже если кажется, что наш брак умирает, и никакого выхода нет. И в то же время следует что одного желания создать крепкую семью не достаточно – на благих пожеланиях и намерениях далеко не уедешь. Необходимо воспитывать в себе новое мышление, основанное на исламских нормах и принципах.
Никто не способен понять наши семейные проблемы лучше нас самих, и никто не предложит лучшего решения. Трудности бывают в каждой семье, и лучшее средство справиться с ними – это терпение и способность прощать. Нужно стараться быть терпеливыми, добрыми и спокойными, и самое главное, понимать точку зрения супруга.
Только прислушиваясь и понимая друг друга, можно наладить хорошие семейные отношения. Не забывайте, что большинство наших ошибок объясняются недоразумениями, а вовсе не плохими намерениями.
Мужья и жены должны избегать обсуждения своих личных проблем на людях. Они также должны поддерживать друг друга в подчинении Аллаху, и воспитывать детей в соответствии с исламскими принципами. Отсутствие четких религиозно-нравственных ориентиров принесет ребенку в будущем непоправимый вред.
Чувство безопасности и спокойствия у детей в большой степени зависит от отношений между отцом и матерью. Поэтому самое большое, что мы можем им дать – это наша любовь и доброта друг к другу. А создавая крепкие семьи, мы сможем изменить и всю мусульманскую умму.
Сахар Касаймах, редактор журнала American Muslim.