Кто позволит работать женщине

Саудовские компании, требующие от потенциальных сотрудниц разрешение родственника-мужчины, нарушают законодательство страны. Национальное общество по правам человека назвало эту распространенную практику «сексизмом», призвав всех пострадавших от дискриминации подавать жалобы на нарушителей.

«Ни одна компания, частная или государственная, не имеет права отказать женщинам в приеме на работу из-за их пола. В уставах министерства труда и министерства гражданской службы ни словом не упоминается, что женщинам требуется одобрение их опекунов, прежде чем они смогут работать», – заявил глава официальной правозащитной организации Халид аль-Фахри.

Нет такого требования и в исламе. Но при этом шариат защищает интересы всех членов семьи.

«Женщина имеет право работать. Если она не замужем и не зависит от мужа или опекуна, то она принимает решение о выходе на работу самостоятельно. Если эта женщина является женой, соответственно надо учитывать ее права и обязанности в семье», – говорит декан отделения исламского богословия Московского исламского университета  Мухаммад-Басыр Гасанов.

«Муж, должен обеспечивать жену всем необходимым. Взамен она должна стать хранительницей домашнего очага. Если же она все-таки желает работать, тогда ей должны сказать, что у нее есть такое право, но при этом она должна помнить о том, что несоблюдение прав мужа для них чревато определенными семейными раздорами, разногласиями и конфликтами. Но, в любом случае, супруги могут договориться о вариантах работы и совмещения семейных обязанностей», – отмечает доктор шариатских наук.

Однако саудовские власти обеспокоены не столько положением женщин, сколько соблюдением принятых на Западе норм приличия.

«Требовать разрешение мужчины-опекуна при трудоустройстве считается дискриминацией по половому признаку. Наше королевство подписало международные договоры, обязывающие его искоренять все проявления и формы дискриминации в отношении женщин», – сказал главный правозащитник страны.

Такие требования, предъявляемые многими частными компаниями, объясняются «личными убеждениями и образом мыслей работодателя, и ни в коем случае не подкреплены законом», подчеркнул он.

Несмотря на объявленный королем Абдуллой официальный курс на «сбалансированную модернизацию, соответствующую исламским ценностям», женщины в Саудовской Аравии до сих пор  не имеют права водить автомобиль, не могут свободно передвигаться без сопровождения родственника-мужчины, и очень немногие из них работают.

Халид аль-Фахри назвал такое отношение к женщинам в обществе «печальным».

«Это совершенно  неприемлемо, когда женщина должна подтверждать свою правомочность родством с отцом, мужем или  братом, просто для того, чтобы  служить собственной стране», – цитирует его газета Makkah.

Он напомнил об основных правах человека – праве на труд, на получение образования и на здравоохранение – которые распространяются на всех, независимо от половой принадлежности, и «любая попытка  лишить женщин доступа к какому-либо из них считается дискриминацией по признаку пола».

Но борьбу за основные человеческие права должны начать прежде всего сами саудовские женщины, считает чиновник.

«Очень важно, чтобы они поняли, что вовсе не обязаны представлять какое-либо одобрение опекуна. Любая женщина, которая сталкивается с какой-либо дискриминацией, может обратиться к нам, и мы рассмотрим ее случай», – пообещал он.

Поделиться:

25 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх