Как готовить к профессиям, которых нет

Согласно известной восточной притче, отец на старости лет решил оставить своим троим сыновьям семнадцать верблюдов. Однажды он подозвал их и сказал: «Старшему сыну я оставляю половину верблюдов, среднему сыну – одну треть, а младшему – одну девятую – всего семнадцать». Ну, и ушел в мир иной. Уважение к старшим было основополагающим принципом в этой семье, но как, позвольте спросить, разделить семнадцать верблюдов? Число 17 не делится ни на два, ни на три, ни на девять! Это была тяжелейшая задача, и братья обратились за советом к мудрецу. Старейшина подумал-подумал и сказал: «Я вам дам еще одного верблюда. И тогда их станет восемнадцать. Половина полагается старшему брату – это девять, одна треть достанется среднему брату – это шесть, и одну девятую вы отдадите младшему брату – а это два.  Всего получится семнадцать. Потом одного верблюда вы вернете мне обратно».

Нестандартное решение, не так ли? По мнению Ольги Ломбас, директора образовательных программ “LEGO” на территории России,  это то, чему мы должны научить наших детей – нестандартному мышлению и умению креативно решать проблемы. «Совершенно бесполезно рассказывать, что дважды два – четыре. Дети будущего должны понимать, как получить четыре. Не принимать факты как данность, а уметь решать задачи, которые сегодня мы им не можем конкретизировать».

Как поделить верблюдов?

А многие задачи мы действительно не сможем конкретизировать. Британские исследователи выяснили, что 47% профессий, которые существуют сейчас, исчезнут в ближайшие 10 лет. Вместо них появятся специальности, которые мы не можем даже представить. 90% процентов сегодняшних первоклассников будут иметь работу, которым сейчас еще нет названия.

«Какова наша задача в этих условиях? Мы, наверно, не можем научить детей будущего профессиям, о которых мы сами не знаем. Самое лучшее и самое трудное – это дать детям навыки 21 века. Основные их них – способность критически мыслить, умение творчески и нестандартно решать проблемы», – говорит Ольга Ломбас.

Видимо, поэтому в мировом образовательном сообществе все чаще говорят о неэффективности предметного обучения и необходимости концентрации на эмоциональном интеллекте. Дело в том, что технологии облегчают жизнь, но отбивают у детей креативность и желание создавать. Сегодняшние дети становятся поколением цифрового потребления, переходят от HomoSapiensк  HomoDigital. Но можно ли это назвать это переходом на ступень выше?

Во главу угла теперь ставят  softskills– мягкие навыки, которые представляют собой деловые качества, коммуникативные навыки, профессиональную этику, умение решать проблемы. Именно эти качества, по мнению экспертов, должны развивать детский сад, школа и университет.

Восточная притча учит не только креативному мышлению, но и уважению к старшим. Но это никак не противоречит друг другу. По мнению ведущих IT-экспертов, для грамотного перехода на новую степень развития, нужно суметь перенять положительный опыт старшего поколения, уменьшить эту дистанцию между поколениями.

Как известно, колоссальный разрыв произошел в 90-е: в России актуальность и необходимость утеряли инженерные профессии, на каком-то этапе не стало науки.  Но сегодня еще живы люди уходящего поколения, которые имеют колоссальные компетенции, но их некому передавать. поколением цифрового века может быть утеряно инженерное мышление, которое особо развито у старшего поколения советских времен.

 Правильное воспитание – это воспитание не на словах, а на правильных примерах. Хорошую роль в этом могут сыграть СТЕМ-центры, в которых молодые люди привлекаются к решению каких-то общезначимых и социальных проблем. Сегодня появляется все больше детско-взрослых профессиональных сообществ. Одним из блестящих примеров является сообщество профессиональных инженеров в области аэрокосмической техники Клуба авиастроителей Российской Федерации, где с детьми общаются заслуженные летчики-испытатели, космонавты, инженеры. Специалистами создается принципиально новая среда для развития молодежи.

Куда пойти учиться?

Совместная работа государства и лидеров IT-индустрии помогает учащимся получить знания и возможности для того, чтобы реализовать себя в естественнонаучных и технических дисциплинах. Яркими примерами такого взаимодействия являются многочисленные конкурсы, проходящие на базе образовательных организаций высшего образования – «Ученые будущего», МГУ; «Юниор», НИЯУ МИФИ, «Балтик SEF», ИТМО, РОСТ. Программа по региональному расширению сети STEM-центров (Science, Technology, Engineering and Maths) под эгидой «Фестиваля Науки» – лабораторий научно-технического творчества, позволяет школьникам по всей России получить доступ к технической базе для реализации своих проектов. В детских федеральных центрах «Орленок» и «Смена» организуются летние школы и тематические смены, на которых ребята знакомятся с возможностями современных технологий. Кроме того, проходят конкурсы робототехники FIRST LEGO League и Всемирная Олимпиада роботов LEGO WRO, организуются сетевые исследовательские проекты edcommunity.ru, а также проводится конкурс проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел». Все эти проекты учат ребят применять их знания и навыки в будущем, демонстрируют перспективы и результаты научной деятельности, тем самым вдохновляя и мотивируя их развивать свой творческий потенциал.

– Взросло-детские сообщества важны тем, что дети видят, каких успехов достигли взрослые люди в этой профессии, видят, какие это люди, поэтому у них появляется стремление стать успешными, – считает  Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ. – Но есть сторона медали, о которой мы часто забываем. Большинство родителей и педагогов – это те, кто вырос в постсоветские времена с потерей некоторых ориентиров. И нам важно воспитывать не только детей, но и их, чтобы они правильно воспитывали своих и наших детей.

Поэтому, по словам Страдзе перед министерством и образовательным сообществом стоит первостепенная задача подготовки педагогов. Среди документов, над которыми сейчас работает Министерство Образования, есть стратегия воспитания и государственная программа патриотического воспитания.

О необходимости внедрения воспитания мягких качеств в систему образования высказался Сергей Кувшинов, директор Международного института образовательных технологий РГГУ.

– Мы сегодня все время говорим о специальностях, о компетенциях, но иногда забываем о том, что должны воспитать определенный морально-этический облик в молодом поколении. Несколько лет назад мой приятель, директор достаточно крупного завода обратился ко мне с просьбой найти талантливого молодого человека для работы в его команде. Я ответил тогда: «Да, такой человек есть, но у него нет технического образования». На что мой друг сказал очень важную фразу: «Это не имеет никакого значения. Мне важно только одно – чтобы он был честный и порядочный. Это должен быть человек, который не подведет меня, не скажет ничего лишнего и будет тактичным.  Всему остальному я научу его сам».

И поэтому главная задача образовательного сообщества – воспитать не специалистов, а социально ответственных, «болеющих» людей. И не зря отец из той восточной притчи оставил после себя для сыновей трудную задачу, которую нельзя решить без креативных подходов. Он понимал, что на нем, как нам взрослом человеке, лежит большая ответственность за передачу мудрости и знаний следующему поколению. Причем не просто багажа знаний, но умения нестандартно подходить к решению насущных задач.

Поделиться:

21 Апр. 2015 г.
Фатима Янбаева
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх