Исламский кодекс приблизит российскую правовую мысль к шариату

Мусульманский семейный кодекс, разработанный видными современными учеными Ислама, стал доступен для русскоязычных мусульман. В 164 статьях кодекса отражен всеобъемлющий образ Ислама по вопросам семьи и брака, утверждают его авторы. Чем отношение к институту брака отличается от западного и зачем он в такой светской стране как Россия, рассказывает переводчик многостраничного труда юрист Идрис Магомедов.

– Идрис Абдуллаевич, какие задачи Вы ставили перед собой, когда приступали к переводу мусульманского семейного кодекса? 

– Начну с того, что мне было интересно работать над переводом по нескольким причинам. Во-первых, я окончил юридический факультет Дагестанского государственного университета.  Мой диплом и диссертация были по теме института семьи в мусульманском праве. Перевод книги стал продолжением научной деятельности. Во-вторых, мне было это интересно как практикующему мусульманину. Я понял, какую большую пользу это может принести. Мой труд также может быть интересен не только мусульманам. Сейчас много говорят о правовом плюрализме. На мой взгляд, область семейного права имеет все шансы первой получить альтернативу. И в целом, перевод может быть полезен всем юристам, если рассматривать его как грамотно составленный юридический документ.

– Для чего он нам, в такой светской стране как Россия?

– Светская – не значит атеистическая. В Конституции РФ прописана возможность существовать всем религиям. Мусульманам же необходимо конкретное руководство для регулирования семейных отношений. В Дагестане был проведён опрос, согласно которому выяснилось, что 90% семей в отношениях руководствуются Шариатом. Также предлагались ответы: национальными нормами и законами Российской Федерации. Так что спрос есть и очень большой.

– Вы закончили перевод около 7 лет назад, почему опубликовали только сейчас?

– Мне заказали его перевести, но потом возникли сложности с публикацией. Думаю, основная проблема – финансовая сторона. В печатной форме так перевод и не вышел, поэтому я решил разместить его на сайте, так как мусульманам это нужно.

– Чем отношение к институту брака в мусульманской культуре отличается от западного подхода? 

– Здесь можно говорить много, отмечу основные точки различия. Первая – на Западе не столь серьёзно относятся к семье. Допускаются аборты, свободные связи. В исламе же семья – святыня. Отношение здесь более строгое, трепетное. Вторая – понятие «большая семья-малая семья». Если на Западе понимание семьи – это мама, папа и, в лучшем случае, 2 ребенка, то в мусульманских семьях – это совокупность всех родственников: бабушек, дедушек, тёть, дядь и так далее. Третья – отношение между правом и моралью. На Западе, как правило, действует или закон, или мораль. Зачастую один инструмент идёт в противоречие другому. В исламском подходе эти два инструмента тесно переплетаются, дополняя друг друга. Закон не может регулировать всё, просто потому что некоторые моменты не этично записать на бумаге. В таких моментах вступает мораль. Приведу пример. Исламский закон разрешает развод. Однако исламская мораль делает всё, чтобы избежать этого, не допустить этой критической точки. Мы привели много доводов о нежелательности развода, о том, что это самое ненавистное для Аллаха из дозволенного, о том, что есть множество способов его избежать. И статистика показывает, что на 100 браков в мусульманских семьях приходится до 20 разводов, в то время как на Западе эта цифра может достигать 70.

– Появлению исламского семейного кодекса предшествовала бурная дискуссия вокруг различных резолюций ООН, «раскрепощающих» человека и семью. На что реально повлиял принятый именитыми исламским учеными кодекс? Были ли сняты или отвергнуты некоторые программы  ООН?

– Дело в том, что мусульманский кодекс семейного права не является международным юридическим документом, а потому не может повлиять на положения ООН. Хотя уже неоднократно его сравнивали с различными конвенциями, конституциями. Тем не менее, повторюсь, это больше научная работа.

– Есть ли сходные позиции семейного кодекса РФ и данного – мусульманского?

– Цели и задачи обоих кодексов – защитить материнство, отцовство и сохранить брак. Поэтому примерно на 80% положений оба документа похожи.

– Вы писали в своем  блоге, что данный труд приблизит правовую мысль к шариату. Готовы ли сегодня мусульмане России ставить вопросы семьи и права перед властями?

– Безусловно, ставить могут. Особенно на местном уровне. Если правительство проявит гибкость – это пойдет на пользу общества. Семейные отношения регулируются законом, однако он не учитывает многие права и обязанности. Данный кодекс поможет смягчить и сгладить многие разногласия. Вопрос уже к политикам – готовы ли они рассмотреть мусульманский кодекс как альтернативу. В этом направлении следует больше развить научную мысль. Может созреть немало работ, дискуссий, чтобы правовая система шариата была понята, принята, изучена. В Европе и США давно практикуются так называемые «параллельные суды». И практикуются успешно.

 

Поделиться:

24 Фев. 2014 г.
Ирина Юсупова
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх