Интеллектуал – не значит атеист

Принято считать, что образование снижает религиозность. Однако ученые из Небрасского университета в Линкольне (США) доказали, что это утверждение не верно.

Социолог и религиовед Филип Швадель (Philip Schwadel) проанализировал анкеты 46 тыс. жителей 39 различных стран (23 европейские страны, 7 азиатских, по 3 из Южной и Северной Америки, а также ЮАР, Австралия и Новая Зеландия). В этих анкетах респонденты отвечали на  вопросы о своих религиозных убеждениях. Для оценки религиозности респондентов Швадель использовал такие критерии, как частота молитв и посещений храмов, а также собственные оценки своих духовных убеждений участниками исследований. Одновременно с этим исследователь проанализировал  демографические и экономические факторы: ВВП страны, уровень образования респондентов, их пол, возраст и этническую принадлежность, место проживания.

Социолог обнаружил, что в 9 странах высшее образование способствовало большей религиозности, в 18 странах – меньшей, еще в 12 оно не оказывало никакого существенного влияния на веру. В странах с более религиозным населением (США, Турции, Мексике, Италии и Израиле) высшее образование было наиболее тесно связано с низким уровнем религиозности. Однако более чем в пятой части всех исследованных стран (включая Россию, Новую Зеландию, Швецию и Южную Корею) образование, напротив, способствовало укреплению веры. «Эти результаты показывают значительные различия между разными странами по степени и направленности влияния высшего образования на верования людей», – говорит Филип Швадель.

Автор полагает, что высшее образование способствует отходу от веры в тех странах, где большинство населения является верующими, – по той причине, что в этих странах отсутствие религиозной веры становится статусным признаком образованных людей, отделяющим их от основной массы населения. Напротив, в тех странах, где атеизм – обычное дело, он никак не может стать отличительным признаком элиты.

В целом, образование было далеко не самым важным фактором, влиявшим на уровень религиозности. Возраст, пол и брачный статус играли более значимую роль. На уровне стран непосредственной связи между количеством жителей, получивших высшее образование, и количеством верующих не обнаружилось.

Например, американский психолог Стивен Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает не в их уровне образования, а в их отношении к независимости. Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними. Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях. Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков.

Поделиться:

19 Ноя. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх