Инновационный подход к обучению детей в Амстердаме
Как заставить ребенка учить иностранный язык в мире мгновенного онлайн-перевода и запоминать факты в эру вездесущего Гугла?
Сегодня фантасты много пишут о мире будущего, загадывая на 50 лет вперед. Но нам, простым обывателям, не нужно излишне фантазировать, чтобы понять одно: система образования сегодня безнадежно отстает, усердно отодвигая это грандиозное и технологичное будущее.
Учитывая тот факт, что ядро нынешней школьной программы создавалось в индустриальную эпоху, не удивительно, что адекватность традиционных систем образования и учебных программ ставится под сомнение во всем мире. Технологии развиваются настолько быстро, что сегодняшняя «массивная», регулируемая сверху система образования не успевает отвечать на вызовы цифрового века.
Однажды в основу национального образования вложили концепцию тестов как способа проверки знаний. Это привело к тому, что учителя начали преподавать ради успешно написанных тестов. Вдруг цель и следствие поменялись местами. Иные образовательные цели как развитие личности, социальных навыков, критического мышления, гуманитарных наук канули в лету. Вспоминается высказывание Ханны Арендт, которая в своем эссе “Кризис образования” 1954 года высказывает скепсис по поводу тогдашней системы образования:
«Поскольку ребенок еще не знаком с миром, он должен познавать его постепенно; и если что-то является для ребенка новым, необходимо позаботиться, что это новая вещь была показана ему такой, какая она есть».
С тех пор ничего не изменилось.
В Нидерландах, как в и других странах, остро ощущают нехватку инноваций в образовании, сообщает издание “Huffingtonpost”. Городской совет Амстердама принял основательное решение реформировать школьное обучение. Но сделать это он собрался в сотрудничестве со своими жителями. Таким образом, вопрос поиска эффективной системы образования находится в зоне ответственности всех заинтересованных лиц. А жители Амстердама действительно отличаются своим креативным мышлением.
Предварительные результаты краудсорсинга поразительны. Открытый конкурс собрал в общей сложности 124 предложений от граждан Амстердама. Среди них есть такие, которые видят необходимость в открытии бизнес-школ, технологических и творческих школ. Одна из самых перспективных идей связана с созданием школы под именем «Маленький Амстердам», где будут применены смешанные и комплексные методы обучения. “Мы действительно хотим растворить стену между школой и городской жизнью», – говорит руководитель Бюро образования Ева Вессюр. Идея состоит в том, чтобы воссоздать многоцелевое школьное пространство, где ребенок найдет все, чтобы понять, как устроен мир вокруг него. Школа перестает быть островным локусом, который физически и социально отделен от окружающего мира, и становится интегрированным социальное пространством, которое продуцирует динамичное, актуальное и ориентированное на будущее образование.
Идеи, которые в скором времени будут реализованы городским советом Амстердама, выбираются конкурсным голосованием. За 6 месяцев горожане выделят 15 лучших инициатив, и одна треть из них действительно увидит свет. Финансирование проектов взяло на себя государство.
Выстрел в темноту или блестящий ход? О результатах эксперимента пока рано говорить. Несмотря на это, данный опыт уникален и достоин того, чтобы понаблюдать за его дальнейшим развитием.