Индонезия реформирует образование
Индонезия – самая многонаселенная мусульманская страна. По количественным показателям ее образовательная система занимает четвертое место в мире – здесь насчитывается 55 миллионов учащихся, 3 миллиона преподавателей и более 236 тысяч школ. Однако качество обучения оставляет желать лучшего. Образовательная реформа стала одним из основных пунктов предвыборной программы нового индонезийского президента Джоко Видодо.

Проведение реформы поручено сразу трем ведомствам: министерство образования отвечает за начальные и средние государственные школы, министерство религиозных дел контролирует исламские медресе, а новообразованное министерство науки и техники отвечает за университеты и другие высшие учебные заведения.
Активная борьба с неграмотностью в Индонезии ведется с 1970-х годов. За последнее десятилетие удалось заметно сократить разрыв между детьми из богатых и бедных семей, а также между городскими сельскими районами. С 2009 года на образование выделяется пятая часть годового бюджета страны.
Но эти затраты пока не принесли значительных результатов. Только четверть индонезийских школьников отвечают минимальным международным стандартам в чтении и математике. Заметно отстает островное государство и от своих соседей. В среднем 15-летний индонезийский подросток по объему знаний на четыре года позади сингапурского. Даже в более бедном Вьетнаме школьная успеваемость выше.
Красноречивым показателем является и заметное снижение учебных заведений с повышением возраста учащихся: в Индонезии 170 тысяч начальных школ, 40 неполных средних, и всего 26 тысяч средних школ.
Недостатки образовательной системы негативно сказываются на экономике страны. Согласно недавнему исследованию, проведенному Boston Consulting Group, стремительно растущему сектору услуг Индонезии уже в ближайшем будущем грозит острый дефицит квалифицированного управленческого персонала.
Одна из наиболее острых проблем – нехватка учителей. Именно с нее начал реформы новый министр образования Аниес Басведан. Разработанная его ведомством программа обещает множество льгот выпускникам педагогических вузов, отправляющимся работать в отдаленных частях страны.
Усовершенствована будет программа подготовки учителей, а также специалистов в области сельского хозяйства и рыболовства, от которых в немалой степени зависит жизнь сельских районов.
А с ноября государство обязалось оплачивать 12-летнее образование для 24 миллионов школьников из бедных индонезийских семей.