Индийские мусульманки восстанавливают шариат

Женщины, собравшиеся в просторной и светлой комнате, говорят обо всем знакомых проблемах: взрослый сын не хочет участвовать в домашних расходах, дочь никак не может привыкнуть к замужней жизни, муж грозит взять вторую жену. Усевшись в круг в офисе одной из женских мусульманских организаций Мумбаи, они стараются найти подходящие решения в исламском праве.

«Большинство здесь из бедных семей, и не имеют возможности обратиться к юристу.  Мы пытаемся уладить их проблемы по справедливости и в соответствии с Кораном», –  говорит Хатун Шейх, медиатор шариатского совета, который собирается четыре раза в неделю.

Bharatiya Muslim Mahila Andolan (BMMA) – довольно молодая правозащитная организация, каких много возникло в последние годы.  Все они активно выступают за пересмотр правил брака, развода и других вопросов в духе «истинно исламского равенства полов».

«Женщины имеют огромные права в Коране. Но, к сожалению, они этих прав не знают», – говорит Джайбу Ниша Рейяз Бабу, председатель фонда Manitham, также занимающегося разрешением семейных споров.

По ее словам, дело осложняется и отношением религиозных лидеров: «Женщины для них – всего лишь граждане второго сорта».

На мусульман  Индии распространяется закон о применении исламского личного  права (шариата), принятый в 1937 году. Но поскольку нормы этого права четко не определены, интерпретацией их занимаются местные имамы. Официальные шариатские суды погрязли в патриархальности, утверждает Нурджихан Сафия Нияз, одна из основательниц BMMA: «Имамы на стороне мужчин. Социальная и правовая система руководствуются их решениями, и в результате ситуация только ухудшается».

Например, индийский мусульманин может развестись с женой по самому ничтожному поводу. Одна женщина получила развод, потому что у нее была «слишком тонкая талия». Другую муж решил оставить после того, как она без его разрешения отправилась в родительский дом на похороны. И таких случаев множество – в год BMMA рассматривает почти 150 обращений от  женщин, недовольных решением официальных шариатских судов.

В городе Лакхнау группа женщин решила открыть собственный юридический совет в 2005 году, когда исламской суд («Даруль-каза») и Всеиндийский совет мусульманского личного права отказались вмешиваться в совершенно отвратительный случай сексуального насилия в семье, нарушающий все нормы ислама.

«Странно, что эти мужчины,  всегда  готовые одобрить развод в одностороннем порядке, так неохотно реагировали в случае, вопиющем о справедливости», – говорит Шаиста Амбер, одна из руководителей  Всеиндийского совета  личного права мусульманских женщин.

За время своего существования эта организация разработала модель шариатского брачного договора – «никях нама» – гарантирующего мужу и жене равные права. По этому договору, женщина также имеет право на развод, если муж имеет незаконные внебрачные отношения или принуждает ее к противоестественным сексуальным действиям. И даже если  муж отказывает ей в разводе, она может уйти от него.   Все эти положения гарантированы исламом, подчеркивает Шаиста Амбер.

«Совет мусульманского личного права не имеет никакого авторитета в обществе, он превратился в  игрушку политиков. Они ничего не сделали для развития мусульманской общины», – говорит она.

Возникшие в последние годы женские организации пытаются преодолеть распространенное представление об угнетенных мусульманских женщинах, дав им возможность говорить самим за себя. Но прежде всего изменения должны произойти в  самой мусульманской общине, чтобы это угнетение прекратилось.

Кандидат социологических наук Нурджихан Сафия Нияз не видит никакого противоречия между своей правозащитной деятельностью и исламом.

«Конституция позволяет мне практиковать мою религию и сохранять  религиозную самобытность. А ислам требует, чтобы я вела себя как ответственный гражданин своей страны. В одной руке я держу конституцию Индии, а в другой Коран», – говорит она. И то и другое дает ей надежду на перемены.

www.livemint.com

Поделиться:

14 Авг. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх