Мы готовим к жизни, а не к экзаменам
«Каждый день ребенок возвращается со школы, как с работы… Приходит домой, обедает и снова за уроки – иначе не успеет завершить все задания на день. А потом уже и спать пора. И так каждый день…» Эти переживания сегодня знакомы каждому родителю. И стоит ли удивляться, что ребенок не проявляет интереса к обучению? Стоит ли сравнивать современных детей со своим поколением и говорить: « А вот когда мы учились…» Вряд ли. Сегодня школа становится не местом общения, всестороннего развития личности и источником интересных познаний, а каторгой. Да и учителя перестали быть наставниками, советчиками. Иначе, почему нынче популярно репетиторство? В мое время воспитательница оставалась объяснять нам тяжелые темы, помочь с домашним заданием во время продленной группы обучения, и было это все бесплатно…
И все это усугубляется настойчивостью самих родителей. Порой кажется, что именно родители борются за то, чтобы их ребенок был признан самым умным, самым развитым в классе. Мало того, что ребенок приходит со школы уставшим, к нему приезжают репетиторы и начинают заниматься то по одному, то по другому предмету. 8-летний мальчик однажды заснул у меня во время занятия математикой… Это было примерно в 7-8 часов вечера, он очень старался слушать и отвечать на все заданные вопросы, но был так измотан, что закрыв на секундочку глаза, погрузился в сон…
А вот финские дети растут абсолютно счастливыми. Они не испытывают ненависти к школе, не мечтают поскорее вырасти, не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
«Между всем этим»… Учеба для них не работа, не каторжный труд, а приятное времяпровождение, совмещенное с реальной жизнью. Финны говорят: «Мы предпочитаем готовить к жизни, а не к экзаменам».
Поэтому в школах экзаменов попросту нет. Промежуточные и контрольные и тесты оставляют на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
Однако этот девиз означает в большей мере следующее: дети изучают только то, что может пригодиться в жизни. Вряд ли им понадобится знать, как устроена доменная печь – это и не изучают. Зато детишки с детства знают, что такое банковская карточка, контракт или портфолио. Они не хуже вас сосчитают процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создадут в интернете сайт-визитку, посчитают стоимость товара после скидки или нарисуют «розу ветров» на данной территории.
И сейчас стало известно, что Финляндия готовится провести реформы в сфере образования. Вместо привычного преподавания по предметам скоро в школах могут ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.
Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.
Всем известно, что самое эффективное обучение – теория, подтвержденная практикой. А если практика еще и настолько интересна, как это собираются делать в Финляндии, то материал точно запомнится.
В сфере образования у финнов много чему нужно поучиться. Средняя ступень образования, коим являются обязательные 9 классов школы (10 класс – дополнительный, где учащиеся могут улучшить свои оценки, а затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее – 11–12 классы в нашем привычном понимании), отвечает принципам равенства. Нет ни элитных, ни «слабеньких» школ. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Интересно, что до недавнего времени финнам запрещали самим выбирать школу, родителям следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет решили снять, однако большинство родителей продолжают отдавать детей «поближе», поскольку все школы одинаково хороши.
Принцип равенства действует и в отношении детей. До 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют. Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям. Нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего». Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Не удивительно, что финское образование считается одним из лучших в мире. Это подтверждается многими международными исследованиями. В 2012 году государство занимало двенадцатое место в престижнейшем рейтинге PISA по качеству обучения. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.
Быть может, и нам пора брать качеством, а не количеством учебных часов, уроков, домашних заданий, репетиторов? Тогда у наших детей будет и детство, и хорошее образование…