Господа, дошкольное образование зовет!
Записываясь на курсы подготовки специалистов по дошкольному образованию, Гленн Питерс прекрасно понимал, что окажется в меньшинстве. Но истинные масштабы бедствия выяснились только на первом семинаре, где педагогов обучали правильному составлению резюме.
«Там даже туалета мужского не было. Пришлось просить коллег-женщин покараулить снаружи, чтобы никто не вошел. Никогда в жизни мне не было настолько не по себе», – вспоминает учитель из Нью-Йорка.
По статистике 2012 года, доля сильного пола в дошкольном образовании Соединенных Штатов едва дотягивала до 2%. За этот год данные еще не опубликованы, но социологи уверены, что ситуация ничуть не лучше. Из тысячи нью-йоркских педагогов, мобилизованных для удовлетворения растущего спроса на раннее развитие, мужчин опять считанные единицы.
«Это очень печально, ведь маленькие дети любят быть рядом с мужчинами. Им нравится ощущение силы и безопасности, от которого возникает совершенно особое доверие», – говорит Шерри Клири, исполнительный директор Института профессионального развития дошкольного образования при Городском университете Нью-Йорка.
Педагог-мужчина может сыграть огромную роль в развитии детей младшего возраста. Как отмечают психологи, особенно важно его присутствие для мальчиков из неполных семей, которые растут без отца и нуждаются в примерах для подражания.
Однако ни чиновники от образования, ни администрации многочисленных дошкольных центров, растущих по всей стране как грибы после дождя, не предпринимают особых усилий, чтобы заполнить эту брешь. Главным критерием является высокая квалификация учителя, независимо от половой принадлежности, заявляют они.
«Я думаю, есть некоторый прогресс, но в целом это непочатый край. До равенства нам еще очень далеко», – признает Вирджиния Роуч, декан аспирантуры Педагогического колледжа Банк-стрит.
Притоку мужчин в дошкольное образование мешает не только традиционно низкая в этой сфере зарплата, но и бытующие представления, что заниматься с маленькими детьми – дело исключительно женское. Некоторые родители искренне недоумевают, и даже возмущаются, увидев в классе педагога-мужчину.
Менять имидж все еще не престижной профессии приходится самим учителям.
«Нужно налаживать и развивать прежде всего отношения с родителями, чтобы они вам доверяли, и понимали, что вы заботитесь о благе их детей», – говорит Стивен Антонелли, 20 лет своей жизни посвятивший дошкольному образованию.