Где они, исламские школы?

Каждый год родители-мусульмане сталкиваются с нелегким выбором: отдавать детей в светские лицеи и гимназии, или же постараться найти исламскую школу, которых в Москве, например, всего три. И только одна имеет лицензию департамента образования Москвы – это начальная общеобразовательная школа “Мединочка” (на снимке).

Подобная проблема стоит и перед мусульманами на Западе, где количество религиозных школ и детских садов далеко не дотягивает до числа мечетей. А уж таких, где не хромают общеобразовательные предметы, и вовсе раз-два и обчелся.

Ведь одного горячего желания тут не достаточно – чтобы открыть хорошую исламскую школу, необходим прежде всего четкий и хорошо продуманный план. Здание, где предстоит заниматься детям, должно быть достаточно просторным, преподаватели – квалифицированными не только по религиозным, но и по светским дисциплинам, а учебная программа – соответствовать общепринятым стандартам. Так чтобы по окончании школы ее ученики могли продолжить образование, освоить выбранную профессию и занять достойное место в обществе.

На деле же эти факторы обычно не учитываются, и получается, что большинство исламских школ обречены на провал еще до своего открытия.

Например, невозможно устроить полноценную школу в арендованной квартире или небольшом доме – этого будет достаточно лишь для нескольких семей, объединившихся ради обучения своих детей на дому.

Школьникам нужно место не только для обучения, но и для отдыха, занятий спортом и внеклассной деятельности. И если средств у религиозной общины на аренду или покупку необходимого помещения не хватает, следует не хвататься в отчаянии за имеющиеся скромные возможности, а продумать возможности  получения финансовой поддержки.

После того, как место для школы выбрано, встает вопрос квалифицированного персонала. Хотя учителей-мусульман немало, хороших педагогов в исламских школах, как правило, не хватает. Конечно, в первую очередь они должны быть практикующими мусульманами, но одной религиозности для  воспитания детей далеко не достаточно.

Действительно, ислам должен быть краеугольным камнем их образования, но не меньшее внимание нужно уделять и светским дисциплинам. Ведь от того, насколько воспитанными и  образованными вырастут наши дети, зависят прогресс и выживание мусульманских общин по всему миру.

Мы часто говорим: «Нужны врачи-мусульмане, нужны мусульманские адвокаты».  Где они? Их нужно вырастить. Поэтому в исламских школах педагоги должны передавать учащимся все необходимые знания.

И тут все вновь упирается в недостаток финансов. Многие исламские организации не могут  предложить учителям достойную зарплату, поэтому квалифицированные преподаватели не спешат оставлять государственные школы.

Дело осложняется и отсутствием качественных учебных программ. Хотя отдельных книг и учебных пособий издано немало, они не сведены в единое целое, позволяющее последовательно обучать детей с первого до последнего класса.

«Преподавателям приходится использовать множество ксерокопий, на них ложится нагрузка создания собственных программ, и при этом почти нечем руководствоваться в оценке усваиваемых учениками знаний», – говорится в докладе «Проблемы исламского образования», подготовленном Исламским фондом Северной Америки.

«Диплом традиционного медресе – недостаточный уровень для  подготовки  учебных программ современного образовательного учреждения. Даже самый знающий учитель нуждается в руководстве, чему учить, когда и как учить», – считают авторы исследования.

Но если по арабскому языку и исламским дисциплинам имеются хоть какие-то материалы, то по общеобразовательным предметам еще только предстоит создать учебные пособия, избавленные от таких антиисламских тем как теория эволюции Дарвина или искаженная западная точка зрения на  историю исламского мира.

Вот и приходится преподавателям пропускать отдельные главы и обходить стороной «щекотливые» темы.

Только очень немногим исламским школам удалось разработать свои программы, отвечающие стандартам министерств образования. Но они охватывают лишь небольшой процент мусульманского населения; остальные учебные заведения до нужного уровня явно не дотягивают, отмечает сайт onislam.net.

И тем не менее, исламские школы крайне необходимы. «Родители-иммигранты просто не понимают, что они выросли в мусульманской среде, где  даже не особенно религиозному человеку легко чувствовать себя мусульманином. Но наши дети растут почти без исламского окружения, и, следовательно, ощущают себя немусульманами!» – подчеркивает бывший президент Исламского фонда Северной Америки Яхья Эмерик – автор ряда книг и завуч одной из исламских школ.

Общеобразовательная школа “Мединочка” находится в Москве, на улице Вавилова, 91, к 1. Телефон +7 495 410 54 91

Поделиться:

03 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх