Это блондинкам нельзя за руль, а брюнетки – пожалуйста

Более 100 женщин следуют за движениями женщины-имама – стоят в поясном поклоне, склонившись, касаются лбами пол. Для женщин-мусульманок, проживающих в северо-восточном китайском городе Цзинань мечеть доступна не только в течение месяца Рамадан, но и во всё остальное время. Такая возможность является редкостью для стран, где доминируют мужчины.

Между тем, в Урумчи, столице автономного района Китая Синьцзян, который находится за 2000 километров к западу от Цзинань, мусульманки живут в совершенно иных условиях. За неделю до Рамадана, я стала свидетелем того, как сотрудник полиции преследовал женщину-мусульманку, скрывающую свое лицо в общественном месте. На ней был хиджаб, а на лице медицинская маска, вероятно, как один из способов обхода запрета на ношение никаба.

Полицейский решил, что женщина носит маску по религиозным, а не медицинским соображениям, – как правило, тут мусульманки так поступают.

В Урумчи власти запретили поститься  студентам, преподавателям и государственным служащим. В главной мечети, в историческом районе Эрдаокио, нет прихожан, но зато есть четыре солдата с автоматами, которые стоят внутри стальной клетки, как будто они находятся в осаде, пишет корреспондент американского журнала ForeignPolicy.

Таково раздвоенное состояние религиозной свободы Китая, где мусульманки либо пользуются небывалым пространством для религиозного выражения, либо вынуждены бороться за право прикрывать лицо. И за обеими крайностями лежит могучая рука китайского государства.

Баба на воз, мужику легче

Чжан Пиингун сильная женщина, с искренней улыбкой на лице. Она является имамом женской мечети в Цзинань. Исламские религиозные лидеры Китая называют  ее ahong — ахунд, что с фарси обозначает, «наставляющая на путь истины». Она служила более 25 лет в качестве «ахунд» в мечети китайской Восточной провинции Шаньдун.

Китай является единственной страной в мире с многовековой исторической традицией независимых женских мечетей, которая сложилась по всей Центральной и восточной части Китая.

Это спорное в мусульманском мире явление по-прежнему редкое. Для сравнения первая женская мечеть в Соединенных Штатах открылась в январе 2015 года. Связано это с тем, что идея официального религиозного пространства, которое предназначено исключительно для женщин, а также официальное признание женщин-имамов, считается инновацией, многие смотрят на такие новшества, как на грех.

Отсутствие исламского прецедента, похоже, не смущает Чжан, которую прихожанки называют Чжан Ахунд. Общество изменилось, – говорит она, – Женщины работают вне дома».

На второй день моего визита в мечеть, я увидела, как Чжан поднялась на минбар и начала вести пятничную проповедь для 150 женщин, собравшихся на молитву.

Она призывала женщин встретить священный месяц Рамадан с чувством благодарности. «Рамадан – это не только месяц поста, – говорит Чжан, поднявшись на минбар, – Это шанс избавиться от своих вредных привычек. Это подарок от Бога».

Не нужно быть женщиной, вынужденной носить паранджу  при талибах в Афганистане, или женщиной, которой запретили водить автомобиль в  Саудовской Аравии, чтобы оценить, насколько эффективна такая работа женщины с женщинами. Я родилась в маленьком городе в Техасе, я выросла при церкви, где женщины не были допущены к богослужению. Я посещала частный христианский колледж, где, как студентка, была отстранена от обучения. Но я видела Чжан, смело проповедующую, как будто в религиозное пространство – это ее право.

И по китайским законам, это ее право. В отличие от Конституции США —  Конгресс не ратифицировал поправку равные права — Конституция Китая закрепляет принцип равенства между мужчинами и женщинами.

Мария Ясчок, научный сотрудник Оксфордского университета и соавтор книги об истории женских мечетей в китайском Исламе, рассказала мне в телефонном интервью, что женщины китайского района Хуэй, считают себя «не только мусульманками, но и гражданами Китая, и соответственно имеют право на гендерное равенство, в том числе в сфере религии. Женщины Хуэй, знают, что они живут в стране, которая не терпит то, что власти называют  «феодальными» обычаями.

Несмотря на долгую историю, мечетей используемых только женщинами, их равенство с мужчинами не всегда гарантировало равные права. Эти уникальные женские пространства сталкивались с давлением на протяжении всей истории своего существования.

Ваш бог – устав компартии Пекина!

Но в автономном районе Синьцзяне совсем иная картина, тут мусульманки сталкиваются со множеством ограничений и даже притеснений. Основное население, проживающее в автономном районе – это уйгуры, их около 80% .

Помимо запретов на хиджаб и мусульманскую символику, местные власти дошли до крайности и ввели запрет на соблюдение поста в месяц Рамадан. Сообщалось, что для обеспечения соблюдения запрета, школы, предприятия и государственные учреждения обязаны контролировать поведение мусульманских студентов и сотрудников, чтобы гарантировать, что они едят.

Жизнь сложна для многих уйгуров в Синьцзяне. Но религиозные ограничения, выпавшие на долю уйгурских женщин, разрушили многовековую основу религиозной практики. В отличие от центрального Китая, Синьцзян имеет историческую традицию женских мечетей, и по Уйгурскому обычаю, женщина не молится в мужской мечети. В результате, уйгурки вынуждены были найти выход из ситуации, посещая друг друга в качестве гостя. Таким образом женщины могут поделиться религиозными знаниями, обсудить социальные вопросы общины. Но с ужесточением властями наказания за незаконную религиозную деятельность, уйгуркам  стало сложно и даже опасно посещать любые мусульманские собрания.

«После 2009 года все изменилось, – рассказывает уйгурка Барна. – Сейчас действуют новые законы, я приду в ваш дом почитать Коран или мы совершим коллективную молитву, и правительство об этом узнает, нас посадят в тюрьму».

В дополнение к ухудшающейся ситуации, власти региона сделали всё, чтобы лишить соблюдающих мусульманок работы или карьерного роста.

Учителям, сотрудникам полиции, военным, и работникам крупных государственных предприятий запрещено носить платок. Это заставляет соблюдающих уйгурок выбирать между работой и религией.

Поделиться:

22 Июл. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх