Дошкольное обучение – это технологии и игра
Новейшие технологии становятся неотъемлемой частью дошкольного образования. Процесс этот неостановим, ведь современные дети окружены электронными приборами. В то же время ученые утверждают, что лучше всего ребенок учится во время игры. Специалисты по раннему развитию пытаются совместить технологические достижения с методом игрового обучения.
Американский педагог Мэри Берельсон не первый год использует iPad и различные веб-инструменты на занятиях по программе для обычных детских садов. Видеозаписи ее уроков показывают, сколько радости и веселья это приносит детям.
Например, на занятии со скучным названием «социально-эмоциональное развитие» малыши рассказывали о своих чувствах и переживаниях, учились определять их и правильно выражать. Но скучно никому не было – все эмоции, выраженные на детских лицах, фотографировались, а путаные пока объяснения того, что они чувствуют, записывались.
Постепенно создается целая «портретная галерея» чувств – удивление, счастье, страх, отвращение. Вместе с голосовыми объяснениями они объединяются в электронный «Словарь эмоций», который дети вместе с родителями могут полистать на своих мобильных телефонах.
Такой симбиоз технологий и детского воображения помогает поддержать живой интерес, и учит разбираться в человеческих чувствах. При этом дошкольники воспринимают занятие как веселую игру.
«К играм часто относятся как к отдыху после серьезной учебы. Но для детей они и есть серьезная учеба. Это своего рода детский труд, и воспринимая игру серьезно, как она того заслуживает, мы помогаем им почувствовать радость, заложенную в любом творческом занятии», – говорит Фред Роджерс, основатель Центра раннего обучения и детских медиа при университете Сент-Винсент.
«Но при этом то, чем мы играем, и людям, которые помогают нам играть, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь», – отмечает он.
Использование технологий в работе с маленькими детьми обязательно должно сопровождаться живым человеческим общением, напоминают педагоги. С ребенком нужно говорить, и обязательно слушать его.
И, конечно, нельзя ограничивать раннее и дошкольное обучение одними «развивающими» приложениями.
Специалисты советуют создавать детям условия для творческих игр с конструктором, материалами для рукоделия и природными материалами. При этом в комнате не должно быть работающего в «фоновом режиме» телевизора.
Вообще устанавливать телевизор в детской комнате не рекомендуется, и перед сном «экранное время» следует ограничивать. Во время еды цифровые устройства лучше вовсе отключить – причем это правило касается и родителей.
А вот в контакт с современными медиа детям лучше вступать вместе со взрослыми: как утверждают психологи, больше всего ребенок учится и развивается во время контактов с родственниками и окружающими.