Дошкольное образование – инвестиции в будущее
Толстой был прав, когда сказал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, от новорожденного до меня страшное расстояние». К такому выводу великий писатель пришел интуитивно, не опираясь на социологические и экономические исследования.
В наши дни многочисленные данные подтверждают, что вложение средств в дошкольное образование и другие программы раннего развития детей с лихвой окупается замечательными результатами – как для отдельных детей, так и для всего общества. Не менее важно и то, что что таким образом уравниваются возможности детей из разных социальных групп.
Как утверждают социологи, к трехлетнему возрасту ребенок из бедной семьи слышит на 30 миллионов меньше слов, чем его богатый сверстник. К двум годам те дети, которым родители не читают книги, не водят в детский сад или развивающие группы, усваивают на 30 процентов меньше слов. По данным одного из исследований, у детей, на которых обращают мало внимания, недостаточно развивается часть мозга, отвечающая за регулирование эмоциональной активности. Во взрослом возрасте это может вылиться в антисоциальное поведение и психическую неуравновешенность. Неудивительно, что Американская академия педиатров советует родителям читать своим детям вслух с самого рождения.
Интересное комплексное исследование было начато в конце 1960-х некоммерческой образовательной организацией HighScope. Более 120 малышей разделили на пилотную группу, с которой занимались воспитатели, и контрольную группу, не получавшую никакого дошкольного образования.
Дальнейшие исследования привели к довольно удивительным результатам: в 14 лет 49 процентов из первой группы учились на хорошо и отлично, по сравнению с 15 % в контрольной. К 40 годам 60 процентов бывших воспитанников из пилотной группы зарабатывали по 20 тысяч долларов и больше, в то время как из их «невоспитанных» товарищей столько получали лишь 40%. Но самым поразительным было то, что из контрольной группы более половины за свою сорокалетнюю жизнь хотя бы пять раз подвергались арестам, а из пилотной – только треть.
По подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный государством в дошкольное образование, приносит до 3 долларов прибыли – то есть возврат инвестиций составляет 200 процентов!
Заметная тенденция к инвестированию в ранние образовательные программы обнаруживается среди членов Организации экономического сотрудничества и развития. Те страны, которые прежде отставали в этом плане, срочно наверстывают упущенное. Португалия с 1996 года, удвоила бюджет на дошкольников, Южная Корея утроила, а Великобритания – увеличила в четыре раза. Эта идея входит в моду и в США, где президент Барак Обама пообещал финансировать универсальную дошкольную программу.
Правительства развитых стран прекрасно понимают, насколько важно раннее образование для социального роста. С точки зрения финансовых вложений лидирует Дания, в которой на дошкольное образование тратится 2 процента ВВП. Последнее место занимает Канада, расходующая на эти цели всего четверть процента. Канадский опыт особенно печален, учитывая, что еще в 1989 году эта страна обязалась до конца века покончить с детской бедностью. Сейчас, два с половиной десятилетия спустя, ситуация фактически даже ухудшилась – в бедности живет миллион канадских детей.
С ростом неравенства между богатыми 0,1 процента и человечеством, который не в силах обуздать ни налоги, ни законодательство, необходимо уже с первых лет жизни начинать борьбу с бедностью и проистекающими из нее социальными проблемами. Конечно, дошкольное образование – это не панацея от всех бед, но оно послужит хорошим стартом в жизни, особенно для тех, кто с самого ее начала обделен возможностями для развития.
Мини-сад в центре “Медина”: подготовка к школе плюс исламский этикет