Дошкольное образование – инвестиции в будущее

Толстой был прав, когда сказал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, от новорожденного до меня страшное расстояние». К такому выводу великий писатель пришел интуитивно, не опираясь на социологические и экономические исследования.

В наши дни многочисленные  данные  подтверждают, что вложение средств в дошкольное образование и другие программы раннего развития детей с лихвой окупается замечательными результатами – как для отдельных  детей, так и для всего общества. Не менее важно и то, что что таким образом  уравниваются возможности детей из разных социальных групп.

Как утверждают социологи, к трехлетнему возрасту  ребенок из бедной семьи слышит на 30 миллионов меньше слов, чем его богатый сверстник. К двум годам те дети, которым родители не читают книги, не водят в детский сад или развивающие группы,  усваивают на 30 процентов меньше слов. По данным одного из исследований, у детей, на которых обращают мало внимания, недостаточно развивается часть мозга, отвечающая за регулирование эмоциональной активности. Во взрослом возрасте это может вылиться в антисоциальное поведение и психическую неуравновешенность. Неудивительно, что Американская академия педиатров советует родителям читать своим детям вслух с самого рождения.

Интересное комплексное исследование было начато в конце 1960-х некоммерческой образовательной организацией HighScope.  Более 120 малышей разделили на пилотную группу, с которой занимались воспитатели, и контрольную группу, не получавшую никакого дошкольного образования.

Дальнейшие исследования привели к довольно удивительным результатам: в 14 лет 49 процентов из первой группы учились на хорошо и отлично, по сравнению с 15 % в контрольной. К 40 годам 60 процентов бывших воспитанников из пилотной группы зарабатывали по 20 тысяч долларов и больше, в то время как из их «невоспитанных» товарищей столько получали лишь  40%. Но самым поразительным было то, что из контрольной группы более половины за свою сорокалетнюю жизнь хотя бы пять раз подвергались арестам, а из пилотной – только треть.

По подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный государством в дошкольное  образование, приносит до 3 долларов прибыли – то есть возврат инвестиций составляет 200 процентов!

Заметная тенденция к инвестированию в ранние образовательные программы обнаруживается среди членов Организации экономического сотрудничества и развития. Те страны, которые прежде отставали в этом плане, срочно наверстывают упущенное. Португалия с 1996 года, удвоила бюджет на дошкольников, Южная Корея утроила, а Великобритания  – увеличила в четыре раза. Эта идея входит в моду и в США, где президент Барак Обама пообещал  финансировать универсальную дошкольную программу.

Правительства развитых стран прекрасно понимают,  насколько важно раннее образование для социального роста. С точки зрения финансовых вложений лидирует Дания, в которой на дошкольное образование тратится 2 процента ВВП.  Последнее место занимает Канада, расходующая на эти цели всего  четверть процента. Канадский опыт особенно печален, учитывая, что еще в 1989 году эта страна обязалась до конца века покончить с детской бедностью. Сейчас, два с половиной десятилетия спустя, ситуация фактически даже ухудшилась – в бедности живет  миллион канадских детей.

С ростом неравенства между богатыми 0,1 процента и  человечеством, который не в силах обуздать ни налоги, ни законодательство,  необходимо уже с первых лет  жизни начинать борьбу с  бедностью и проистекающими из нее социальными проблемами. Конечно, дошкольное образование – это не панацея от всех бед, но оно послужит хорошим стартом в жизни, особенно для тех, кто с самого ее начала обделен возможностями для развития.

Мини-сад в центре “Медина”: подготовка к школе плюс исламский этикет

Поделиться:

11 Авг. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх