Чтобы правда не колола глаза, ее следует признать экстремизмом

Ранее реабилитированные труды мусульманских классиков на днях начали возвращать в федеральный список экстремистских материалов. Параллельно с этим в городе Первоуральске Свердловской области прокуратура добивается запрета священных хадисов пророка Мухаммада. Запрет книг, составляющих основу исламского вероучения, вызвал недоумение и осуждение как сто стороны правозащитного сообщества, так и со стороны верующих.

21 мая список экстремистских материалов вновь пополнили книги  Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани «Крепость мусульманина» и труд Салиха ас-Сухейми «Основы веры в свете Корана и сунны». А вскоре Роскомнадзор постановил заблокировать приложения из App Store и Google Play, содержащие «Крепость мусульманина» – самую популярную у мусульман книгу. В ней в доступной и краткой форме изложены ответы на актуальные вопросы и молитвы на все случаи жизни. Благодаря своему миниатюрному размеру книжка с легкостью помещается в кармане брюк и самой маленькой женской сумочке. Стоит ли говорить, что данное издание имеется во всех мусульманских семьях, являясь настольной книгой.

Тем временем, в российской глубинке полным ходом идет судебный процесс по признанию экстремистской литературой книги «Избранные хадисы» Мухаммада Юсуфа Кандехлави, изданной «Центром инновационных технологий» в 2003 году в Казани. Автор собрал в ней хадисы из шести основных сборников – «Аль-Джами ас-Сахих» имама аль-Бухари, «Аль-Джами ас-Сахих», имама Муслима, «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда, «Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи, «Ас-Сунан аль-Сугра» имама ан-Насаи и «Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджа.

Иск в отношении издания  основан на заключении эксперта-лингвиста  ФСБ РФ по Свердловской области Светланы Мочаловой, которая увидела в хадисах, являющихся после Корана вторым источником знаний для мусульман, «пропаганду исключительности, превосходства ислама над другими религиями», а также «возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к немусульманам.

На недавнем заседании по этому делу в качестве приглашённого специалиста выступил председатель комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России Илхом Меражов, который разнес в пух и прах выполненную г-жой Мочаловой экспертизу. Он подчеркнул, что «вольная трактовка основ исламского наследия» эксперта-лингвиста является не допустимым вмешательством в религиозную концепцию, оскорбляющим религиозные чувства мусульман, для которых слова Пророка являются священными.

Председатель Союза исламских организаций шейх Висам Бардвил в беседе с «Мединой» также раскритиковал запрет классических мусульманских книг. Он призвал российских законодателей отказаться от запретительной практики, которая оскорбляет религиозные чувства верующих и ущемляет их права, и двигаться по пути просвещения – способствовать строительству храмов  и подготовке богословов.

По его словам, заявления эксперта Мочаловой о том, что сборник хадисов якобы содержит пропаганду исключительности и ненависти к немусульманам, не выдерживает никакой критики.

«Любая религия именно в том и заключается, что ее последователи идут по пути истины. В книгах речь идет о судном Дне, а не о нашей мирской жизни. Там нет никаких призывов к насилию, напротив, говорится, что все люди обладают равными правами», – пояснил шейх Бардвил.

Священнослужитель отметил, что не защищает и не оправдывает какие-то отдельные книги, выступая против практики запрета как таковой. По его мнению, российскому обществу необходимо перейти от понятия запрета  к просвещению, иначе проблему религиозного радикализма не только решить, но и можно усугубить.

«Действительно, иногда бывают плохие переводы и книги, статьи, брошюры, которые призывают к насилию. Но мы видим, что в основном сегодня запрещается не деструктивная, вредная литература, а традиционная религиозная, – говорит председатель Союза исламских организаций. – Я думаю, нам надо быть немножко более уверенными в себе, изменить подход в нашем обществе от понятия запрета к понятию просвещения. Нам нужно больше работать, объяснять людям, что такое истина, которая сама по себе очень сильная».

Шейх Бардвил посетовал, что процесс запрета мусульманской литературы в стране настолько стремителен, что специалисты, имеющие у себя дома религиозные книги, даже не успевают отслеживать все нововведения.

По его словам, запрещать какие-либо книги сегодня – путь в никуда, поскольку любой запрет производит обратный эффект, лишь подогревая интерес общественности, да и доступ к литературе в век развития интернета полностью закрыть никогда не удастся.

Поделиться:

26 мая. 2015 г.
Арина Абуаркуб
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх