Что читают «исламские» радикалы?

Как вы думаете, какие книги будущие джихадисты Юсуф Сарвар и Мохаммад Ахмед заказали на Амазоне перед тем, как вылететь в Сирию из Бирмингема в мае прошлого года? «Вехи на пути Аллаха» египетского исламиста Сайида Кутба? Нет. Может быть «Послание миру» Усамы бин Ладена? Нет. Подождите, может быть «Поваренную книгу анархиста»? Опять неправильно. Сарвар и Ахмед, которых в прошлом месяце признали виновными в терроризме, заказывали себе «Ислам для чайников» и «Коран для чайников».

Наглядное доказательство того, что у религии ислам с историей в 1400 лет мало общего с современным джихадистским движением. Молодые люди, получающие садистское наслаждение, бомбя и обезглавливая людей, могут пытаться оправдать свою жестокость в контексте религии, как например убийцы Ли Ригби кричали в зале суда «Аллаху Акбар!», пытаясь казаться частью «священной войны». Но не религиозное рвение мотивирует большинство таких парней.

В инструкции по поведенческим особенностям радикально настроенных групп граждан, изданной в 2008 году британской разведкой МИ-5, говорилось, что большинство вовлеченных в терроризм людей не практикуют свою религию на постоянной основе.  Часто вовлеченными в терроризм оказываются новообращенные, потому что, как утверждают аналитики, человек, укоренившийся в своей религиозной принадлежности, выступает как правило против насилия.

Для большей убедительности можно почитать труды судебного психиатра и бывшего офицера ЦРУ Марка Сагемана, политолога Роберта Пэйпа, филолога Рика Кулсайета, эксперта по исламизму Оливера Роя, антрополога Скотта Атрана. Все они изучили сотни биографий вооруженных джихадистов, и все согласны с тем, что религия ислам не является причиной такого их поведения.

Безусловно существуют дополнительные стимуляторы радикализации личности: оскорбления, недовольство правящей властью, «поиск себя» и смена ценностей. Как сказал Атран в своих свидетельских показаниях сенату США в 2010 году, сегодня не столько Коран и религия вдохновляют людей вступить на путь терроризма, сколько охота за острыми ощущениями, желание быть уважаемым и авторитетным среди своих друзей, а  также погоня за славой и мировой известностью. Он описывает будущих джихадистов как «депрессивных, неквалифицированных, частично безработных и не пользующихся особой популярностью в обществе молодых людей, для которых джихад – это уравнивающий, дающий возможность быть не хуже других работодатель: возбуждающий, прекрасный и крутой».

Или как написал Крис Моррис, автор черной комедии «4 льва», повествующей о невежестве, некомпетентности и пошлости британских джихадистов: «терроризм – это не только про религию, но еще и про дураков. Дураков, а не мучеников». «Жалкие типы, а не воины священной войны», говорит о них бывший глава МИ-6 Ричард Диарлов.

Если мы хотим остановить волну «джихада», то необходимо перестать преувеличивать угрозу, исходящую от этих молодых людей, давая им как воздух необходимую публичность. Нужно ярко освещать, какой на самом деле неисламский образ жизни они ведут.

Халид Шейх Мухаммад, один из главных организаторов событий 9/11, незадолго до теракта летал на вертолете с баннером «Я люблю тебя» около офиса своей подружки. А его племянник Рамзи Юсеф, получивший пожизненный срок за участие во взрыве международного торгового центра в 1993 году, помимо того что имел «girlfriend», также был уличен в похождениях по улицам красных фонарей на Маниле. Агент ФБР, который выслеживал Юсефа, сказал, что он «находился под маской ислама». Множество очевидцев подтверждают, что участники террористического акта 11 сентября посещали бары и стриптиз-клубы Флориды и Лас-Вегаса незадолго до дня Х. Испанские соседи Хамида Ахмидана, осужденного за участие во взрыве Мадридского метро в 2004 году, запомнили его гоняющим на мотоцикле с длинноволосой девушкой, предпочитающей весьма откровенный стиль одежды.

Религия, конечно, тоже играет свою роль: в частности искаженная и политизированная форма ислама давит на психику людей, формируя в них ненависть к окружающим. Длинная борода и закрытая одежда отнюдь не являются автоматически признаком радикализма, а ультра-консервативные и реакционные взгляды совсем не обязательно приводят к актам насилия. Не все мусульмане – исламисты, не все исламисты – джихадисты, и не все джихадисты – верующие и соблюдающие религию. Рассуждать в обратном ключе ошибочно, и такие ошибки могут стать фатальными.

Из книги «4 льва»: Омар приятный, гладковыбритый и надушенный, вполне современный главарь банды потенциальных самоубийц. Он читает на ночь своему сыну диснеевские истории, поет популярные песни с товарищами и не особенно интересуется соблюдением столпов ислама. А вот  его брат Ахмед – религиозный фундаменталист, длиннобородый салафит, который избегает даже зрительного контакта с чужими женщинами, и у него нет времени на насилие и джихад. Полиция придет с обыском в дом миролюбивого Ахмеда, а не Омара, дав Омару, тем самым, шанс избежав ответственности совершать преступления.

Возвращаясь в реальны мир, пока будущие джихадисты покупают такие книги, как «Ислам для чайников», офицерам и главам отделов безопасности не помешало бы заказать «4 льва». Возможно это расставило бы многие вещи на свои места у них в головах.

Поделиться:

02 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх