Чем пахнут науки

Выставка юных ученых и технологов проходит в Ирландии уже 51-й раз. Школьные команды и индивидуальные участники со всей страны представляют здесь свои проекты, посвященные актуальным проблемам современности. В этом году начинающие исследователи диагностировали опухоли головного мозга, составляли графики распространения Эболы, и предлагали бороться с микробами при помощи морских водорослей. И с каждым разом в выставке участвует все больше девочек.

Ученицы школы Кинсейл решили использовать морские ресурсы для охраны здоровья.

«Море – это почти неиспользуемые богатства.  Мы живем в прибрежной зоне, и хотели придать своей работе местный колорит. Мы подумали, каким полезным знаниям человек может научиться у моря», – объясняет замысел проекта один из его авторов, Сайв О’Ханрахан.

Школьницы собрали различные  виды морских водорослей, и приступили к исследованию. На первых порах они обходились обычным кухонным блендером, с помощью которого превращали взятые образцы, в однородную массу. В школьной лаборатории им удалось извлечь экстракты – и на этом дело застопорилось.

Чтобы определить, насколько полученная масса способна сопротивляться бактериям, пришлось обратиться в  Университетский колледж в Корке. В лаборатории профессора микробиологии Колина Хилла девочки собственноручно поместили небольшие диски из фильтровальной бумаги, содержащие полученные экстракты,  в чашки Петри, и принялись выращивать бактерии.

Если вокруг диска оставалось чистое пространство, это означало, что данный образец может обладать противомикробным действием. Для точности эксперимента проводились и математические подсчеты.

«Это интересно, потому что иногда в чашке видишь явную   зону ингибирования, где бактерии не растут, и думаешь: «Ага, вот оно!» Но статистические данные показывают, что не всегда оно оказывается существенным», – рассказывает еще одна участница проекта, Сиера Уолш.

И все же два образца продемонстрировали антимикробную активность, а новизна примененных школьницами методов экстрагирования позволяет предположить, что они находятся на пороге научного открытия.

«Мы использовали полярный и неполярный растворитель,  и обнаружили, что неполярный прежде никогда для этих целей не использовался. Но именно он и дал результаты, а это значит, что некоторые из полученных нами соединений никогда еще не испытывались  на антимикробную активность», – говорит третья участница команды Эли Хилл.

550 проектов, выставленных в залах Королевского общества Дублина, отобраны из двух с лишним тысяч, отправленных на конкурс прошлой осенью. И более половины из них созданы девочками.

Для школьников это замечательная возможность приобщиться к настоящей научной деятельности, считает Колм О’Нил, генеральный директор компании BT, проводящей ежегодные выставки.

«Заниматься наукой – не то же самое,  что изучать ее в классе.  Это гораздо более основанный на тесном сотрудничестве,  интерактивный процесс», – говорит он.

Поделиться:

20 Янв. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх