Будущее женских университетов
Высшие учебные заведения «только для женщин» переживают сегодня различную судьбу. На Западе, где доступ к образованию открыт для всех, и обусловлен только финансовым положением, они заметно сократились. А в развивающихся странах их число продолжает расти, и спрос при этом не снижается.
После школы у Мурсал Хамраз была лишь одна возможность продолжить образование – Афганский общественный университет, где девушек обучали искусствоведению. Но к изобразительному искусству душа у нее не лежала. Поэтому, когда отец рассказал о новом частном университете в Бангладеш, в котором, к тому же, есть возможность учиться бесплатно, она ухватилась за эту идею обеими руками.
«Отец очень хотел, чтобы я получила образование, что в Афганистане скорее исключение. Большинство мужчин против того, чтобы их дочери поступали в университет, или хотя бы на работу», – говорит Хамраз.
Самые громкие протесты ее решение учиться за рубежом вызвало со стороны других женщин в родном городке.
«Реакция была самая различная – некоторые женщины высказывались одобрительно, другие считали, что девушка ни в коем случае не должна ехать за границу», – вспоминает Мурсал Хамраз.
Но как только стало известно, что выбранный ею университет – исключительно женский, страсти заметно поутихли.
Азиатский университет для женщин в портовом бангладешском городе Читтагонг открылся в 2008 году. Сейчас в нем учатся 500 студенток – из Афганистана, Бутана, Камбоджи, Индонезии, Бирмы, Пакистана, Палестины, Сирии и еще восьми стран, где возможности женщин получить образование ограничены политическими условиями, религией, кастовой системой, культурой или традициями.
«Все девушки, как правило, поддерживали друг друга, говорили, что мы можем чего-то добиться», – рассказывает Хамраз.
Сейчас она – одна из 10 женщин, работающих в кабульском офисе афганского министерства по борьбе с наркотиками.
«Быть может, на Западе женские университеты и стали анахронизмом, но в Азии, как мы видим, они имеют весь потенциал, который только можно себе представить – интеллектуальный, и потенциал социальных перемен», – говорит Камаль Ахмад, основатель и президент Азиатского университета для женщин.
«Возможно, это связано с положением женщин в целом. В этих странах они находятся на задворках общества. Стремление к образованию здесь гораздо больше, так же как и страсть к переменам», – добавляет он.
Хотя судьба раздельных образовательных учреждений на Востоке и Западе различна, есть у них одна общая и несколько парадоксальная черта: все они дают женщинам возможности, необходимые, чтобы обратить вспять те самые культурные силы, которые и обусловили, в первую очередь, возникновение этих учреждений.
«Родившиеся из дискриминации и изоляции женщин в определенных сферах, эти институты дали им точку опоры. Их выпускницы стали своего рода первопроходцами», – говорит Ана Мартинес-Алеман, возглавляющая отдел учебного руководства и высшего образования в Бостонском университете.
На Западе сейчас этот импульс достиг той точки, когда мало кто из женщин видите необходимость в раздельном высшем образовании.
«Как только женщины получили доступ к считавшимся прежде мужскими учреждениям, они начали поступать туда. В настоящее время молодые женщины считают, что шансы более чем равны», – объясняет Кристен Ренн, доцент образования Мичиганского государственного университета и автор недавно опубликованной книги «Женские колледжи и университеты в глобальном контексте».
За последние 50 лет в США число исключительно женских образовательных учреждений сократилось с 230 до 46. В Канаде оно упало с трех до одного, а в Великобритании – с 10 до четырех. И если общее количество студентов в Соединенных Штатах с 2000 года возросло на треть, то в женских университетах страны оно за это же время сократилось на 29 процентов.
Напротив, число студенток в саудовском Университете принцессы Норы бинт Абдурахман достигло уже 52 тысяч человек. Он был создан в 2004 году в Эр-Рияде объединением шести женских вузов города, и сейчас является крупнейшим женским учебным заведением в мире.
В колледже для женщин Леди Шри Рам в Нью-Дели на 600 мест в этом году претендовало 120 тысяч абитуриенток – конкурс в 12 раз выше, чем в престижном Гарварде.
Отчасти эти цифры объясняются огромным спросом и слабым наличием качественного высшего образования в таких быстроразвивающихся странах, как Индия. Но многим студенткам приходится преодолевать влияние родных, до сих пор считающих, что высшее образование ни к чему.
«Их родственники чувствуют себя спокойнее, если девушки поступают в женский университет», – говорит преподаватель полового равенства и социологии образования из Леди Шри Рам Дипика Папнеджа.
Женские вузы дают студенткам «освобождающее, демократическое пространство, где они могут сделать что-то новое – изменить восприятие женщин обществом», – отмечает она.
«Я не думаю, что мы достигли той точки, где можно успокоиться. Мир действительно изменился, но не до такой степени, что можно говорить о равенстве. По крайней мере, в ближайшие пару десятилетий нам еще понадобится такое пространство, где женщины обретают свой голос, понимают, что являются личностями, и имеют права и возможности», – считает Дипика Папнеджа.
Но дело не только в моральном императиве – развивающиеся страны нуждаются в образованных работниках, в том числе в женщинах с высшим образованием, которые смогут занять руководящие посты.
Азиатский университет для женщин принимает студенток из тех стран, где их возможности наиболее ограничены, и полностью оплачивает большинству из них учебу.
«Южная Азия имеет богатую историю женщин – политических лидеров практически в каждой стране. Но неизменно эти политические лидеры, какими бы успешными они ни были, следовали по стопам своего родственника-мужчины, будь то отца или покойного мужа», – говорит глава университета Камаль Ахмад.
«Мы хотим сместить вопрос женского лидерства в сферу заслуг и таланта. Мы считаем, что если удастся создать сеть молодых женщин-лидеров, которые чувствуют социальную ответственность и имеют необходимое образование, ситуация непременно изменится», – объясняет он цель своего университета.