Будущее женских университетов

Высшие учебные заведения «только для женщин» переживают сегодня различную судьбу. На Западе, где доступ к образованию открыт для всех, и обусловлен только финансовым положением, они заметно сократились. А в развивающихся странах их число продолжает расти, и спрос при этом не снижается.

После школы у  Мурсал Хамраз была лишь одна возможность продолжить  образование – Афганский общественный университет, где девушек обучали искусствоведению. Но к изобразительному искусству душа у нее не лежала. Поэтому, когда отец рассказал о новом частном университете в Бангладеш, в котором, к тому же, есть возможность учиться бесплатно, она ухватилась за эту идею обеими руками.

«Отец очень хотел, чтобы я получила образование, что в Афганистане скорее исключение.  Большинство мужчин против того, чтобы их дочери поступали  в университет, или хотя бы на работу», – говорит Хамраз.

Самые громкие протесты ее решение учиться за рубежом вызвало со стороны  других женщин в родном городке.

«Реакция была самая различная – некоторые женщины высказывались одобрительно, другие считали, что девушка ни в коем случае не должна ехать за  границу», – вспоминает  Мурсал Хамраз.

Но как только стало известно, что выбранный ею университет – исключительно женский, страсти заметно поутихли.

Азиатский университет для женщин в портовом бангладешском городе Читтагонг открылся в 2008 году. Сейчас в нем учатся 500 студенток – из Афганистана, Бутана, Камбоджи, Индонезии, Бирмы, Пакистана, Палестины, Сирии и еще восьми стран, где возможности женщин получить образование  ограничены  политическими условиями, религией,  кастовой системой,  культурой или традициями.

«Все девушки, как правило, поддерживали друг друга, говорили, что мы можем чего-то добиться», – рассказывает Хамраз.

Сейчас она – одна из 10 женщин, работающих в кабульском офисе афганского министерства по борьбе с наркотиками.

«Быть может, на Западе женские университеты и  стали анахронизмом, но в Азии, как мы видим, они имеют весь потенциал, который только можно себе представить –   интеллектуальный, и потенциал социальных перемен», – говорит Камаль Ахмад, основатель и президент Азиатского университета для женщин.

«Возможно, это связано с положением женщин в целом. В этих странах они находятся на задворках общества. Стремление к образованию здесь гораздо больше, так же как и страсть к переменам», – добавляет он.

Хотя судьба раздельных образовательных учреждений на Востоке и Западе различна, есть у них одна общая и несколько парадоксальная черта: все они дают женщинам возможности, необходимые, чтобы обратить вспять те самые культурные силы, которые и обусловили, в первую очередь, возникновение этих учреждений.

«Родившиеся из дискриминации и изоляции женщин в определенных сферах,  эти институты дали им точку опоры. Их выпускницы стали своего рода первопроходцами», – говорит Ана Мартинес-Алеман,  возглавляющая отдел учебного руководства и высшего образования в Бостонском университете.

На Западе сейчас этот импульс достиг той точки, когда мало кто из  женщин видите необходимость в раздельном высшем образовании.

«Как только женщины получили доступ к считавшимся прежде  мужскими учреждениям, они начали поступать туда. В настоящее время молодые женщины считают, что шансы более чем равны», – объясняет  Кристен Ренн, доцент образования Мичиганского государственного университета и автор недавно опубликованной книги «Женские колледжи и университеты  в глобальном контексте».

За последние 50 лет в США число исключительно женских образовательных учреждений сократилось с 230 до 46.  В Канаде оно упало с трех до одного, а в Великобритании – с 10 до четырех. И если общее количество студентов в Соединенных Штатах с 2000 года возросло на треть, то в женских университетах страны оно за это же время сократилось на 29 процентов.

Напротив, число студенток в саудовском  Университете принцессы Норы бинт Абдурахман достигло уже 52 тысяч человек. Он был создан в 2004 году в Эр-Рияде объединением шести женских вузов города, и сейчас является крупнейшим женским учебным заведением в мире.

В колледже для женщин Леди Шри Рам в Нью-Дели на 600 мест в этом году претендовало  120 тысяч абитуриенток – конкурс в 12 раз выше, чем в престижном Гарварде.

Отчасти эти цифры объясняются огромным спросом и слабым наличием  качественного высшего образования в таких быстроразвивающихся странах, как Индия. Но многим  студенткам приходится преодолевать влияние родных, до сих пор считающих, что высшее образование ни к чему.

«Их родственники  чувствуют себя спокойнее, если девушки поступают в женский университет», – говорит преподаватель полового равенства и социологии образования из Леди Шри Рам Дипика Папнеджа.

Женские вузы дают студенткам «освобождающее, демократическое пространство, где они могут сделать что-то новое –  изменить восприятие женщин обществом», –  отмечает она.

«Я не думаю, что мы достигли той точки, где можно успокоиться. Мир действительно изменился, но не до такой степени, что можно говорить о равенстве. По крайней мере,  в ближайшие пару десятилетий нам еще понадобится такое  пространство, где женщины обретают свой голос, понимают, что являются личностями,   и имеют права и возможности», – считает Дипика Папнеджа.

Но дело не только в моральном императиве – развивающиеся страны нуждаются в образованных работниках, в том числе в женщинах с высшим образованием, которые смогут занять руководящие посты.

Азиатский университет для женщин принимает студенток из тех стран, где их возможности наиболее ограничены, и полностью оплачивает большинству из них учебу.

«Южная Азия имеет богатую историю женщин – политических лидеров практически в каждой стране. Но неизменно эти политические лидеры, какими бы успешными они ни были, следовали по стопам своего родственника-мужчины, будь то отца или покойного мужа», – говорит глава университета Камаль Ахмад.

«Мы хотим сместить вопрос  женского лидерства в сферу заслуг и таланта. Мы считаем, что если удастся создать сеть молодых женщин-лидеров, которые чувствуют  социальную ответственность и имеют необходимое образование, ситуация непременно изменится», – объясняет он цель своего университета.

Поделиться:

13 Ноя. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх